Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-5-64
Заголовок Конфликты и адаптации. Как показывать искусство советского периода
Автор email sirje.helme@ekm.ee
Сведения об авторе Хельме Сирье — Ph. D., директор. Художественный музей Эстонии, Вейценберги 34/Валге 110127 Таллин, Эстония. sirje.helme@ekm.ee
В рубрике Экспозиции искусства XX–XXI веков: мировой опыт DOI10.18688/aa200-5-64
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 676681
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036(4), 069.02:7 Индекс ББК 79.17
Аннотация

В 2006 г. было открыто новое здание Художественного музея Эстонии (KUMU). Создавая новую постоянную экспозицию, сотрудники музея столкнулись с вопросом: как показать эстонское искусство советского времени? Это исключительный период, который тесно переплетён с темами власти и навязанной идеологии в искусстве. Мы уже дважды пытались найти ответ на этот вопрос и оба раза возникала дилемма, касающаяся не самого факта показа работ, созданных по заказу и подчиняющихся государственной политике в сфере искусства, но того, как именно это сделать.

В этом вопросе может быть множество отправных точек, отличающихся коренным образом. Приведём несколько спорных моментов, которые обсуждались. Во-первых, как примирить разногласия между поколениями: ныне живущие свидетели советской эпохи против растущей дистанции, отделяющей нас от событий прошлого, так называемого взгляда стороннего наблюдателя, свойственного молодёжи. Каковы риски и возможные ошибки обоих подходов? Во-вторых, в какой степени мы должны учитывать политический и социальный контекст того времени и в какой — эстетические качества произведений искусства? В-третьих, как вместить в единое повествование так называемое мейнстримное искусство и историю неоавангарда, который со своими идеями и представлениями был практически неизвестен широкой публике? Мы рассматриваем всё вместе как единую систему, однако как описать принципы её функционирования? В-четвёртых, как включить в экспозицию ещё одну главу нашей истории искусств, а именно «Эстонское искусство в изгнании» — произведения художников, которые бежали в 1944 г. на Запад, остались связанными с эстонскими общинами в других государствах и в то же время переняли художественный язык своих новых стран, то есть поздний модернизм послевоенной Европы и Америки? Написать новую историю искусства действительно можно — именно это и было сделано в монографиях и статьях, но остаётся главный вопрос: как это всё показать в выставочном зале? Экспозиция диктует свои требования и никогда не будет идеально отражать написанную историю искусства.Перед кураторами и дизайнерами выставок встала непростая задача — продемонстрировать одну из самых неоднозначных глав нашей истории в пространстве музея. Необходимо было решить, что станет основным критерием отбора работ, главным образом — в какой степени этот выбор должен быть продиктован эстетическими оценками, а в какой — политическими реалиями. Может ли экспозиция показать взаимодействие между властью и умами, и если да, то как именно?

Первая экспозиция 2006 г. (куратор — Эха Комиссаров) положила начало жарким спорам, раздавались упрёки, что мы выставляем неприятные политические работы и игнорируем изобразительное искусство. Нас спрашивали, действительно ли нам так нужно начать с низкопробных и идеологически ангажированных работ при открытии нового прекрасного здания музея.Вторая экспозиция (куратор — Ану Аллас), открывшаяся в 2016 г., не является строгим историко-художественным обзором, но предлагает зрителю множество документальных материалов, дополняющих исторический контекст, в том числе старые видеозаписи, фотографии и тому подобное. Перед куратором стояла цель представить материал максимально широко, с разных точек зрения. Интерпретация сложных исторических периодов была и будет непростой задачей для историка искусства. Каждое новое поколение переписывает историю искусства от своего лица, и это, наверное, надо просто принять, даже если это иногда оказывается умозрительной конструкцией. В конце концов, невозможно закрыться в какой-то одной парадигме, включая эстетическую.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Хельме С. Конфликты и адаптации. Как показывать искусство советского периода // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 676–681. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-5-64
Publication Язык статьи английский
Список цитируемой литературы
  • 1. Allas A. Conflicts and Adaptions. Estonian Art of the Soviet Era (1940 –1991). The 4th Floor Permanent Exhibition of the Kumu Art Museum. Tallinn, Eesti Kunstimuuseum Publ., 2016.
  • 2. Allas A.; Helme S.; Raudsepp R. (eds.). Kumu – kunst elab siin. Eesti Kunstimuuseumi peahoone. Kumu kunstimuuseum. Art Lives in Kumu. The Main Building of the Art Museum of Estonia — Kumu Art Museum. Tallinn, Eesti Kunstimuuseum Publ., 2006 (in Estonian and English).
  • 3. Belting H. Europe: Eeast and West at the Watershed of Art History. Belting H. A History after Modernism. Chicago, London, The University of Chicago Press Publ., 2003, p. 57.
  • 4. Helme S. Paradigma muutus 1960/1970ndate vahetusel. A Paradigm shift in the late 1960s and early 1970s. Kangilaski J. (ed.). History of Estonian Art. 6. Part II. 1940–1991. Tallinn, Sihtasutus Kultuurileht Publ., 2013, pp. 29–83 (in Estonian, summary in English).
  • 5. Helme S. (ed.). Proceedings of the Art Museum of Estonia 4. Different Modernisms, Different Avant-Gardes. Problems in Central and Eastern European Art after World War II. Tallinn, Eesti Kunstimuuseum Publ., 2009.
  • 6. Kangilaski J. Eesti kunst diktaatorite ja sõja surve all. Estonian Art Under Pressure: Dictatorial Regimes and the War. Kangilaski J. (ed.). History of Estonian art. 6. Part I. 1940–1991. Tallinn, Sihtasutus Kultuurileht Publ., 2013, pp. 15–56; 125–174 (in Estonian, summary in English).
  • 7. Komissarov E. Romantiline ja edumeene. Stalinistlik impressionism Baltimaade maalikunsti 1940.–1950. aastatel. Kataloog. Romantic and Progressive. Stalinist Impressionism in Estonian Painting in the 1940s–1950s: Catalogue. Tallinn, Eesti Kunstimuuseum Publ., 2016 (in Estonian and English).
  • 8. Kurg A. Feedback Environment: Rethinking Art and Design Practices in Tallinn During the Early 1970s. Studies on Art and Architecture 20/1–2. Tallinn, Eesti Kunstiteadlaste Ühing Publ., 2011, pp. 26–58.
  • 9. Piotrowski P. Towards Horizontal Art History. Anderson J. (ed.). Crossing Cultures: Conflict, Migration and Convergence. Melbourne, The Miegunyah Press Publ., 2009, pp. 82–86.
  • 10. Tatar T. Kolmas tee Esti NSV kunstis: avangardi ja võimumeelsuse vahel. The Third Way in Estonian Art of the Soviet Period: Between Collaboration and Avant-Garde: Ph. D. Thesis. Tartu, University of Tartu Press Publ., 2015 (in Estonian, summary in English)