Заголовок | Свидетельство будущего: цифровой поворот в философии медиа и гибридном искусстве | ||||||||
Автор | Рыженкова В.В. | ryzhenkova.valeria@gmail.com | |||||||
Сведения об авторе | Рыженкова Валерия Владимировна — магистр философии, аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. | ||||||||
В рубрике | Теория искусства | DOI | 10.18688/aa200-4-59 | ||||||
Год | 2020 | Номер сборника | 10 | Страницы | 641–648 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 130.2 | Индекс ББК | 85c | ||||
Аннотация |
В статье приводится обзор актуальных академических дисциплин — философии медиа и визуальных исследований — для цельного представления о трансформации визуального знания и образа, обусловленной появлением компьютерных технологий. Представлены взгляды исследователей трёх крупнейших традиций в понимании философии и теории медиа — англо-саксонской,отечественной и немецкой. В ходе рассмотрения предлагаются три базовых тезиса: 1) цифровые онтологии близки «плоским онтологиям» в основных принципах существования объекта, где важнейшим оказывается модульность, не сводимая ни к аппаратному, ни к программному; 2) влияние цифрового поворота отражено в гибридном искусстве, соединяющем научные достижения, плоды развития новых технологий и художественного поиска; 3) результатом цифровой революции можно считать разграничение между аналоговыми и цифровыми медиа, различие которых обуславливает новый тип цифрового объекта (виртуального); длятеории искусства это означает стирание различия между копией и оригиналом произведения гибридного и цифрового искусства. Данные тезисы рассматриваются в том числе в критическом аспекте; особое внимание уделяетсяпостулируемой принципиальной «новизне» новых медиа, что в контексте теории медиа и визуальныхисследований ставится под вопрос. Перспективы дальнейшего исследования роли цифрового объекта и гибридного искусства представляются следующими: — одной из задач видится критическая аналитика онтологии цифрового объекта при вниманиик продуцированию образа в контексте постмодернистского искусствознания и философии; — второй задачей может быть исследование произведений новых медиа при внимании к трансформации ими институциональных взаимоотношений, роли музейного архива, экспозиционно-выставочных практик. |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Рыженкова В.В. Свидетельство будущего: цифровой поворот в философии медиа и гибридном искусстве // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 641–648. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-59 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|