Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-59
Заголовок Свидетельство будущего: цифровой поворот в философии медиа и гибридном искусстве
Автор email ryzhenkova.valeria@gmail.com
Сведения об авторе Рыженкова Валерия Владимировна — магистр философии, аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991.
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa200-4-59
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 641648
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 130.2 Индекс ББК 85c
Аннотация

В статье приводится обзор актуальных академических дисциплин — философии медиа и визуальных исследований — для цельного представления о трансформации визуального знания и образа, обусловленной появлением компьютерных технологий. Представлены взгляды исследователей трёх крупнейших традиций в понимании философии и теории медиа — англо-саксонской,отечественной и немецкой.

В ходе рассмотрения предлагаются три базовых тезиса:

1) цифровые онтологии близки «плоским онтологиям» в основных принципах существования объекта, где важнейшим оказывается модульность, не сводимая ни к аппаратному, ни к программному;

2) влияние цифрового поворота отражено в гибридном искусстве, соединяющем научные достижения, плоды развития новых технологий и художественного поиска;

3) результатом цифровой революции можно считать разграничение между аналоговыми и цифровыми медиа, различие которых обуславливает новый тип цифрового объекта (виртуального); длятеории искусства это означает стирание различия между копией и оригиналом произведения гибридного и цифрового искусства.

Данные тезисы рассматриваются в том числе в критическом аспекте; особое внимание уделяетсяпостулируемой принципиальной «новизне» новых медиа, что в контексте теории медиа и визуальныхисследований ставится под вопрос.

Перспективы дальнейшего исследования роли цифрового объекта и гибридного искусства представляются следующими:

— одной из задач видится критическая аналитика онтологии цифрового объекта при вниманиик продуцированию образа в контексте постмодернистского искусствознания и философии;

— второй задачей может быть исследование произведений новых медиа при внимании к трансформации ими институциональных взаимоотношений, роли музейного архива, экспозиционно-выставочных практик.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Рыженкова В.В. Свидетельство будущего: цифровой поворот в философии медиа и гибридном искусстве // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 641–648. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-59
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Больц Н. Азбука медиа. — М.: Изд-во «Европа», 2011.— 136 с.
  • 2. Ветушинский А. С. «Мы живем в компьютерной игре»: видеоигровая метафора и её метафизический потенциал // Философская мысль.— № 10.— 2017. — С. 164–172. DOI: 10.25136/2409–8728.2017.10.24327. URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24327 (дата обращения: 05.10.2018).
  • 3. Вирилио П. Машина зрения. — СПб.: Наука, 2004.— 139 с.
  • 4. Гройс Б. В потоке. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.— 208 с.
  • 5. Гройс Б. Под подозрением. Феноменология медиа. — М.: Художественный журнал, 2006.— 200 с.
  • 6. Делёз Ж., Гваттари Ф. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения. — Екатеринбург: У- Фактория; М.: Астрель, 2010.— 895 c.
  • 7. Киттлер Ф. Оптические медиа. Берлинские лекции 1999 г. — М.: Логос, 2009.— 272 c.
  • 8. Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего. — Киев: Ника-Центр, 2003.— 432 c.
  • 9. Манович Л. Постмедиальная эстетика // Манович Л. Теории софт-культуры. — Нижний Новгород: Красная ласточка, 2017. — С. 33–49.
  • 10. Манович Л. Принципы новых медиа // Манович Л. Теории софт-культуры. — Нижний Новгород: Красная ласточка, 2017. — С. 16–32.
  • 11. Миронов В. В. Семиотические виражи культуры: от диалога к монологу // Вестник Московского Университета, серия 7: Философия.— № 5.— 2017. — С. 4–18.
  • 12. Пол К. Цифровое искусство. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.— 272 с.
  • 13. Чубаров И., Рябова А. Медиа, медианаука и философия медиа // Логос.— № 2 (104).— 2015. — С. 92–105. URL: http://www.logosjournal.ru/arch/80/logos‑80.pdf (дата обращения 29.09.2018).
  • 14. Drucker J. Art // Critical Terms for Media Studies / Ed. W. J. T. Mitchell, M. Hansen. — Chicago; London: University of Chicago Press, 2010. — P. 3–18.
  • 15. Ernst W. Digital Memory and the Archive. — University of Minnesota Press, Minneapolis, London, 2013.— 277 p.
  • 16. Galloway A. R. Protocol. How Control Exist After Decentralization. — Cambridge, MA: The MIT Press, 2004.— 260 p.
  • 17. Manovich L. The Language of New Media. — Cambridge: MIT Press, 2001.— 355 p.