Заголовок | Между правдой и вымыслом: проблема свидетельства в документальных фильмах Криса Маркера | ||||||||
Автор | Давыдова О.С. | ol.davydova@inbox.ru | |||||||
Сведения об авторе | Давыдова Ольга Сергеевна — кандидат культурологии, старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. | ||||||||
В рубрике | Теория искусства | DOI | 10.18688/aa200-4-57 | ||||||
Год | 2020 | Номер сборника | 10 | Страницы | 624–631 | ||||
Тип статьи | Научная статья | Индекс УДК | 7.038.53: 791.43 | Индекс ББК | 85.373(3) | ||||
Аннотация |
Статья посвящена аналитике стратегий документальной репрезентации в неигровых фильмах французского режиссера Криса Маркера. Творчество Маркера, документалиста-экспериментатора, рассматривается в контексте эволюции неигрового кино и связывается с радикальной трансформацией структуры кинематографической достоверности относительно ранее существовавшей конвенции. Размышления о природе этой трансформации основаны, во‑первых, на теории шести режимов документальности американского теоретика неигрового кино Билла Николса, а во‑вторых — на идее перераспределения чувственного в эстетике Жака Рансьера. В основе стратегии Маркера лежит изменение соотношения между вербальным и визуальным в кинематографическом образе. Результатом этого изменения становится создание внутри фильма условного места для зрителя; при этом зритель сохраняет собственную память и аффективность, оказываясь в итоге единственным, кто может занимать авторитетную позицию в вопросе о достоверности или недостоверности киноообраза. Таким образом, ставя под вопрос возможность объективности неигрового кино как особого способа репрезентации, Крис Маркер предлагает свою собственную версию документального свидетельства, основанного на сращении кинематографического пространства и зрительской субъективности. Ключевые тезисы статьи проиллюстрированы примерами из следующих фильмов французского режиссера: «Письмо из Сибири», «Без солнца», «Последний большевик». |
||||||||
Ключевые слова | |||||||||
Библиографическая ссылка | Давыдова О.С. Между правдой и вымыслом: проблема свидетельства в документальных фильмах Криса Маркера // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 624–631. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-57 | ||||||||
Полный текст статьи | Язык статьи | русский | |||||||
Список цитируемой литературы |
|