Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-57
Заголовок Между правдой и вымыслом: проблема свидетельства в документальных фильмах Криса Маркера
Автор email ol.davydova@inbox.ru
Сведения об авторе Давыдова Ольга Сергеевна — кандидат культурологии, старший преподаватель. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa200-4-57
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 624631
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.038.53: 791.43 Индекс ББК 85.373(3)
Аннотация

Статья посвящена аналитике стратегий документальной репрезентации в неигровых фильмах французского режиссера Криса Маркера. Творчество Маркера, документалиста-экспериментатора, рассматривается в контексте эволюции неигрового кино и связывается с радикальной трансформацией структуры кинематографической достоверности относительно ранее существовавшей конвенции. Размышления о природе этой трансформации основаны, во‑первых, на теории шести режимов документальности американского теоретика неигрового кино Билла Николса, а во‑вторых — на идее перераспределения чувственного в эстетике Жака Рансьера. В основе стратегии Маркера лежит изменение соотношения между вербальным и визуальным в кинематографическом образе. Результатом этого изменения становится создание внутри фильма условного места для зрителя; при этом зритель сохраняет собственную память и аффективность, оказываясь в итоге единственным, кто может занимать авторитетную позицию в вопросе о достоверности или недостоверности киноообраза. Таким образом, ставя под вопрос возможность объективности неигрового кино как особого способа репрезентации, Крис Маркер предлагает свою собственную версию документального свидетельства, основанного на сращении кинематографического пространства и зрительской субъективности. Ключевые тезисы статьи проиллюстрированы примерами из следующих фильмов французского режиссера: «Письмо из Сибири», «Без солнца», «Последний большевик».

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Давыдова О.С. Между правдой и вымыслом: проблема свидетельства в документальных фильмах Криса Маркера // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 624–631. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-57
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Прожико Г. С. Концепция реальности в экранном документе. — М.: ВГИК, 2004.— 454 с.
  • 2. Barnouw E. Documentary: A History of the Non-Fiction Film. — New York: Oxford University Press, 1993.— 400 p.
  • 3. Barsam R. M. Non-Fiction Film: A Critical History. — Bloomington: Indiana University Press, 1992.— 482 p.
  • 4. Gray H. Robert Flaherty and the Naturalistic Documentary // Hollywood Quarterly.— 1950.— 5.1. — P. 41–48.
  • 5. Nichols B. Introduction to Documentary. 1st ed. — Bloomington: Indiana University Press, 2001.— 223 p.
  • 6. Rancière J. Malaise dans l’esthétique. — Paris: Éditions Galilée, 2004.— 172 p.
  • 7. Rothman W. Documentary Film Classics. — Cambridge: Cambridge University Press, 1997.— 218 p.
  • 8. Tanke J. J. Jacques Rancière: An Introduction: Philosophy, Politics, Aesthetics. — London; New York: Continuum, 2011.— 189 p.
  • 9. Tomasulo F. P. The Mass Psychology of Fascist Cinema: Leni Riefenstahl’s Triumph of the Will // Documenting the Documentary / Ed. B. K. Grant, J. Sloniowski. — Detroit: Wayne State University Press, 2014. — P. 81–103.