Для цитирования данной статьи, пожалуйста, используйте эту ссылку: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-60
Заголовок Цифровые иммерсивные среды в искусстве: новый антропологический регистр
Автор email venkova@mail.ru
Сведения об авторе Венкова Алина Владимировна — кандидат культурологии, доцент. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, наб.р. Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
В рубрике Теория искусства DOI10.18688/aa200-4-60
Год 2020 Номер сборника 10 Страницы 649655
Тип статьи Научная статья Индекс УДК 7.036 Индекс ББК 85.1
Аннотация

В современной визуальной культуре набирает популярность новый антропологический регистр, связанный с созданием цифровых иммерсивных сред. Иммерсия (погружение) — то-тальная эмоциональная, интеллектуальная и телесная включённость зрителя в процесс восприятия. Художники стремятся отойти от традиционных форматов предъявления художественного содержания, отсылающих к разделённым каналам воздействия, рассчитанных только на зрение и слух. Всё более активно развиваются иммерсивные практики, создающие тотальную среду погружения. Художники работают с телом и психоэмоциональным состоянием реципиента, формируя мультисенсорную художественную среду. Визуальное и аудиальное впечатления подкрепляются тактильным, кинестетическим опытом, создающим новый антропологический регистр тотальной включённости в восприятие произведения искусства. В статье намечены основные траектории развития форми эстетики цифровых иммерсивных сред от дематериализации объекта искусства через энвайронментальную скульптуру, хеппенинги, искусство партиципации к атмосферности тотальных цифровых инсталляций. Показана роль опыта, в том числе телесного, в качестве центрального медиума при восприятии подобного искусства.

Ключевые слова
Библиографическая ссылка Венкова А.В. Цифровые иммерсивные среды в искусстве: новый антропологический регистр // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. – МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2020. С. 649–655. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-60
Publication Язык статьи русский
Список цитируемой литературы
  • 1. Бишоп К. Искусственный ад. Партиципаторное искусство и политика зрительства. — М.: V-A-C press. 2018.— 528 с.
  • 2. Вигарелло Ж. Самоощущение. История восприятия тела (XVI–XX вв.). — М.: Центр гуманитарных инициатив, 2018.— 256 с.
  • 3. Галкин Д. Цифра и клетка: (не)органический синтез // Художественный журнал.— 2015.— № 96: Природное и цифровое. — С. 73–81.
  • 4. Грау О. Эмоции и иммерсия: ключевые элементы визуальных исследований / Пер. с нем. А. М. Гайсина. — СПб: Эйдос, 2013.— 56 с.
  • 5. Дебор Г. Ситуационисты и новые формы действия в политике и искусстве. Статьи и декларации.1952–1985. — М.: Гилея, 2018.— 388 с.
  • 6. Краусс Р. Скульптура в расширенном поле // Краусс Р. Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. — М.: Художественный журнал, 2003. — С. 272–288.
  • 7. Манович Л. Язык новых медиа. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.— 400 с.
  • 8. Пол К. Цифровое искусство. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2017.— 272 с.
  • 9. Раш М. Новые медиа в искусстве. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2018.— 256 с.
  • 10. Böhme G. Atmosphäre als Grundbegriff einer neuen Ästhetik // Atmosphäre: Essays zur neuen Ästhetik.— Berlin: Suhrkamp Verlag, 2013. — S. 21–48.
  • 11. Judd D. Specific Objects // Donald Judd: Early Work, 1955–1968. — New York: D.A.P., 2002. URL: http://atc.berkeley.edu/201/readings/judd-so.pdf (дата обращения: 01.03.2019).
  • 12. Lippard L. R. Six Years: The Dematerialization of the Art Object from 1966 to 1972. — Berkeley, CA: University of California Press, 1997.— 296 p.
  • 13. Reiss J. H. From Margin to Center: The Spaces of Installation Art. — Cambridge, MA: The MIT Press. 2001.— 208 p.
  • 14. Steiner G. Real Presences // Steiner G. Real Presences. — Chicago: University of Chicago Press, 1991.— 236 p.