Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-67
Title Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин; 1688–1766) в русле китайской живописной традиции: европейский подход к вопросам перспективы
Author email distan@gmail.com
About author Дубровская Динара Викторовна — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник. Институт востоковедения РАН, ул. Рождественка, д. 12, Москва, Российская Федерация, 107031. distan@gmail.com
In the section Искусство Востока DOI10.18688/aa199-6-67
Year 2019 Volume 9 Pages 759767
Type of article RAR Index UDK 742.1 Index BBK 85.143(3)
Abstract

В статье рассматриваются примеры различных видов перспективы, использованных итальянским художником Джузеппе Кастильоне (Лан Шинином), возглавлявшим при маньчжурском дворе в Пекине работу по развитию художественного направления сяньфа («линейный метод»). Беря за основу анализ использования прямой перспективы в двух вертикальных и одном горизонтальном свитке («Сто лошадей»), автор показывает, как художник виртуозно сочетал традиционную китайскую живописную аксонометрию с привлекавшей его заказчиков прямой европейской перспективой при изображении строений, архитектурных комплексов и стаффажных пейзажей. Поясняя принципиальное различие между восприятием вертикальных и горизонтальных свитков, автор демонстрирует сочетание европейского и китайского подходов к организации пространства вработах Кастильоне: крупные формы выстраиваются в соответствии с европейской перспективой, аболее мелкие конструкции передаются при помощи китайской аксонометрии. Подробно анализируется композиция восьмиметрового свитка «Сто лошадей» — уникального сохранившегося примера раннего творчества Кастильоне, в котором художник применил три перспективные композиции стремя точками схода. Делается вывод, что лишь формат, техника и изобразительные мотивы связывают этот свиток с китайской традицией. Автор видит истоки столь смелого движения Лан Шинина к переоткрытию китайской мультифокусной перспективы в пристальном изучении и использовании наследия европейских теоретиков театральной сценографии, разработавших систему множественных перспективных аллей для оформления театральных постановок.

Keywords
Reference Дубровская Д. В. Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин; 1688–1766) в русле китайской живописной традиции: европейский подход к вопросам перспективы // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 759–767. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-6-67
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Дубровская Д. В. Миссия иезуитов в Китае. — М.: ИВ РАН; Крафт+, 2000. — 256 с.
  • 2. Дубровская Д. В. Художник-иезуит Джузеппе Кастильоне (1688–1766) и Си-Юй // Материалы III Международной конференции уйгуроведов. — М.: ИВ РАН, 2017. — С. 196–201.
  • 3. Дубровская Д. В. К вопросу о месте портретной живописи Лан Шинина в создании синоевропейского направления в китайском искусстве // Вестник ИВ РАН. — 2018. —№. 2. — С. 80–90.
  • 4. Дубровская Д. В. Портретная живопись Джузеппе Кастильоне (Лан Шинина) между китайской и европейской традициями // Собрание. Искусство и культура. — 2018. — № 6. — С. 53–70.
  • 5. Дубровская Д. В. Лан Шинин, или Джузеппе Кастильоне (1688–1766) при дворе Сына Неба. — М.: ИВ РАН, 2018. — 140 c.
  • 6. Дубровская Д. В. Мирное послание императора Цяньлуна // Восток / Oriens. — 2019. — № 3. — С. 91–103.
  • 7. Corsi E. Late Baroque Painting in China Prior to the Arrival of Matteo Ripa: Giovanni Gherardini, and the Perspective Painting Called Xianfa. — Napoli, Istituto Universitario Orientale, 1999. — 38 p.
  • 8. Corsi E. Envisioning Perspective: Nian Xiyao (1617–1738)’s Rendering of Western Perspective in the Prologues to “the Science of Vision” // A Life Journey to the East, Sinological Studies in Memory of Giuliano Bertuccioli (1923–2001) / Ed. A. Forte, F. Masini —Kyoto: Italian School of East Asian Studies, 2002. — P. 201–243.
  • 9. Corsi E. La fábrica de las ilusiones: Los Jesuitas y la diffusión de la perspectiva lineal en China, 1698–1766. — Mexico City: El Colegio de México, 2004. — 242 p.
  • 10. Musillo M. The Shining Inheritance: Italian Painters at the Qing Court, 1699–1812. — Los Angeles: Getty Publications, 2016. — 184 p.
  • 11. One Hundred Horses // The Met. URL: http://www.metmuseum.org/toah/works-of-art/1991.134/ (дата обращения: 01.02.2019).
  • 12. Osborne H. Oxford Companion to Art. — Oxford: Clarendon Press, 1970. — 1277 p.
  • 13. Pozzo A. Perspective in Architecture and Painting: An Unabridged Reprint of the English-And-Latin Edition of the 1693 “Perspectiva Pictorum Et Architectorum”. — New York: Dover Publications, 1989. — 224 p.
  • 14. Qing Encounters: Artistic Exchanges between China and the West (Issues & Debates) / Ed. Ning Ding, P. Chu ten-Doesschate. — Los Angeles: Getty Research Institute, 2015. — 320 p.
  • 15. Rawski E. S. The Last Emperors: A Social History of Qing Imperial Institutions. — Berkeley, Los Angeles: University of California Press, 2001. — 481 p.
  • 16. Shepard R. N. Mind Sights: Original Visual Illusions, Ambiguities, and Other Anomalies. — New York: Macmillan Learning, 1990. — 228 p.
  • 17. Sullivan M. The Arts of China. — Berkeley: University of California Press, 1999. — 320 p.
  • 18. Tseng Yu. Castiglione: First Western Painter of Underwater Living Fish // Orientations. —1988. — Vol. 19 (11). — P. 52–61.
  • 19. Tyler С. W., Chen Chien-Chung. Chinese Perspective as a Rational System: Relationship to Panofsky’s Symbolic Form. — Chinese Journal of Psychology. — 2011. — No. 53 (4). — P. 7–27.
  • 20. Van Briessen F. The Way of the Brush: Painting Techniques of China and Japan. — North Clarendon: Tuttle Publishing, 1998. — 329 p.
  • 21. Yang Boda. Castiglione at the Qing Court — An Important Artistic Contribution // Orientations. —1988. — No. 19 (11). — P. 44–52.
  • 22. Yang Boda. The Development of the Ch’ien-lung Painting Academy // Words and Images: Chinese Poetry, Calligraphy, and Painting / Ed. A. Murck, Wen Fong. — New York, Metropolitan Museum of Art, 2013. — P. 333–345.