Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-2-24
Title Формирование иконографической программы византийского храма: взгляд с приграничных территорий
Author email zakharova@inbox.ru
About author Захарова Анна Владимировна — кандидат искусствоведения, старший преподаватель. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. zakharova@inbox.ru
In the section Византийское и восточнохристианское искусство DOI10.18688/aa199-2-24
Year 2019 Volume 9 Pages 262274
Type of article RAR Index UDK 7.033.2; 7.033.12 Index BBK 85.14
Abstract

В статье делается попытка обобщить данные, которые может дать изучение росписей пещерных храмов Каппадокии второй половины IX — начала XΙ в. для реконструкции процесса формирования классической системы монументальной декорации византийского храма. Выделяются некоторые каппадокийские ансамбли, в которых так или иначе проявляется столичное влияние:церкви Кылычлар, Эль Назар, Новая Токалы в Гёреме, Ала и Дирекли в Белисирме, Кубелли и церковь Святой Варвары в Соганлы, Тагар близ Ургюпа и др. В системе декорации апсид, куполов, сводов истен анализируются те иконографические решения, которые отличаются от традиционных для данного региона более старых схем. В этом отношении показательными оказываются пещерные храмы, имитирующие архитектуру константинопольских крестово-купольных церквей, хотя в отдельных случаях влияние столичных иконографических схем можно видеть и в более простых по пространственной организации ансамблях. Эти программы сопоставляются с теми данными о столичных ансамблях, которые известны по сохранившимся фрагментам мозаик или по описаниям в письменных источниках.

Привлечение каппадокийского материала и сравнение его с ансамблями на европейской территории Византийской империи позволяет уточнить некоторые нюансы в истории формирования монументальной декорации византийского храма в послеиконоборческий период. Исследование показывает, что это был многоступенчатый и сложный процесс, на который оказывали влияние факторы различного порядка. В искусстве византийских провинций усвоение новшеств также принимало многообразные формы, но в целом развитие шло в том же направлении, что и в столице.

Keywords
Reference Захарова А. В. Формирование иконографической программы византийского храма: взгляд с приграничных территорий // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 262–274. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-2-24
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Захарова А. В. Изображения групп святых в храмах Каппадокии эпохи Македонской династии // Христианское чтение. — 2011. — № 6 (41). — C. 194–222.
  • 2. Захарова А. В. Монументальная живопись второй половины X — начала XI в. в Каппадокии // Византийский временник. — 2015. — Т. 74. — C. 196–210.
  • 3. Bakirtzis C., Kourkoutidou-Nikolaidou E., Mavropoulou-Tsioumi C. Mosaics of Thessaloniki. 4th–14th Century. — Thessaloniki: Kapon Editions, 2012. — 360 p.
  • 4. Brubaker L. Vision and Meaning in Ninth Century Byzantium. Image as Exegesis in the Homilies of Gregory of Nazianzus. — Cambridge; New York: Cambridge University Press, 1999. — 489 p.
  • 5. Cave J. The Byzantine Wall Paintings of Kılıçlar kilise: Aspect of Monumental Decoration in Cappadocia. [Unpublished Ph. D. Thesis]. — The Pennsylvania State University, 1984. — 369 p.
  • 6. Chatzidakis N. Hosios Loukas. — Athens: Melissa, 1997. — 94 p.
  • 7. Connor C. L. Saints and Spectacle: Byzantine Mosaics in Their Cultural Settings. — New York: Oxford University Press, 2016. — 212 p.
  • 8. Constantine of Rhodes. On Constantinople and on the Church of the Holy Apostles / Ed. L. James. — Farnham: Ashgate, 2012. — 250 p.
  • 9. Cormack R. Byzantine Cappadocia: The Archaic Group of Wall-Paintings // Journal of the Archaeological Association. 3rd series. — 1967. — Vol. 30. — P. 19–36.
  • 10. Cormack R. The Mother of God in Apse Mosaics // Mother of God. Representations of the Virgin in Byzantine Art / Ed. M. Vassilaki. — Milano: Skira, 2000. — P. 91–105.
  • 11. Cormack R. The Mother of God in the Mosaics of Hagia Sophia at Constantinople // Mother of God. Representations of the Virgin in Byzantine Art / Ed. M. Vassilaki. — Milano: Skira, 2000. — P. 107–123.
  • 12. De Jerphanion G. Une nouvelle province de l’art byzantin. Les églises rupestres de Cappadoce. — Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner. — T. 1, 1925. — 615 p.; T. 2, 1936. — 538 p.
  • 13. De sacris aedibus deque miraculis Deiparae ad Fontem // Acta Sanctorum Novembris. T. 3 / Ed. C. De Smedt et al. — Bruxellis: apud Socios Bollandianos Publ., 1910. — 1000 p.
  • 14. Demus O. Byzantine Mosaic Decoration. Aspects of Monumental Art in Byzantium. — London: Paul, Trench, Trubner, 1948. — 97 p.
  • 15. Demus O. The Mosaics of San Marco in Venice. Vol. 1: The Eleventh and Twelfth Centuries. — Chicago, London: The University of Chicago Press, 1984. — 495 p.
  • 16. Der Nersessian S. Le décor des églises du IX siècle // Actes du VIe Congrès international d’Études byzantines. — Paris, 1948. — Paris: École des Hauts Études, 1951. — T. II. — P. 315–320.
  • 17. Epstein A. Rock-Cut Chapels in Göreme Valley, Cappadocia: The Yılanlı Group and the Column Churches // Cahiers archéologiques. — 1975. — T. 24. — P. 115–135.
  • 18. Frolow A. Deux églises byzantines d’après des sermons peu connus de Léon VI le Sage // Revue des etudes byzantines. — 1945. — T. 3. — P. 43–91.
  • 19. Giordani E. Das mittelbyzantinische Ausschmückungssystem als Ausdruck eines hieratischen Bildprogramms // Jahrbuch der österreichischen byzantinischen Gesellschaft. — 1951. — Bd 1. — S. 103–134.
  • 20. Goldschmidt A., Weitzmann K. Die byzantinischen Elfenbeinskulpturen des X.–XIII. Jahrhunderts. Bd 2: Reliefs. — Berlin: Deutscher Verlag für Kunstwissenschaft, 1934. — 96 S.
  • 21. Jenkins R., Mango C. The Date and Significance of the Tenth Homily of Photius // DOP. —1956. — Vol. 9. — P. 123–140.
  • 22. Jolivet-Lévy C. Les églises byzantines de Cappadoce. Le programme iconographique de l’abside et de ses abords. — Paris: Centre National de la Recherche Scientifique, 1991. — 391 p.
  • 23. Jolivet-Lévy C. La Cappadoce Médiévale. Images et Spiritualité. — Paris: Zodiaque, 2001. — 400 p.
  • 24. Kadiroğlu M., Işler B. Gürcü sanatının ortaçağı. — Ankara: Bilgin Kültür Sanat, 2010. — 263 s.
  • 25. Lafontaine-Dosogne J. Iconographie de l’enfance de la Vierge dans l’Empire Byzantin et en Occident. — Bruxelles: Mémoires de l’Académie royale de Belgique, 1964. — T. 1. — 245 p.
  • 26. Lafontaine-Dosogne J. Théophanie-Visions auxquelles participent les prophètes dans l’art byzantin après la restauration des images // Synthronon. Art et archéologie de la fin de l’Antiquité et du Moyen Age. Recueil d’études par André Grabar et un groupe de ses disciples. — Paris: C. Klincksieck, 1968. — P. 134–143.
  • 27. Lafontaine-Dosogne J. L’église rupestre dite Eski Baca kilisesi et la place de la Vierge dans les absides cappadociennes // JÖB. — 1972. — Bd 21. — P. 163–178.
  • 28. Leonis VI Sapientis Imperatoris Byzantini homiliae / Ed. Th. Antonopoulou. [Corpus Christianorum. Series Graeca 63]. — Turnhout: Brepols, 2008. — 689 p.
  • 29. Mango C. Materials for the Study of the Mosaics of St. Sophia at Istanbul. — Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1962. — 145 p.
  • 30. Mango C. The Art of the Byzantine Empire, 312–1453. Sources and Documents. — Englewood Cliffs: Prentice-Hall, 1972. — 272 p.
  • 31. Mango C., Hawkins E. J. W. The Apse Mosaics of St. Sophia at Istanbul. Report on Work Carried out in 1964 // DOP. — 1965. — Vol. 19. — P. 115–151.
  • 32. Mavropoulou-Tsioumi C. Hagia Sophia. The Great Church of Thessaloniki. — Thessaloniki: Kapon editions, 2014. — 32 p.
  • 33. Panayotidi M. L’église rupestre de la Nativité dans l’île de Naxos. Ses peintures primitives // Cahiers archéologiques. — 1974. — T. 23. — P. 107–120.
  • 34. Patrologiae cursus completus. Series graeca / Ed. J.-P. Migne. — T. 106. — Paris: Imprimerie Catholique, 1863. — 741 p.
  • 35. Restle M. Die byzantinische Wandmalerei in Kleinasien. — Recklinghausen: Verlag Aurel Bongers, 1967. — Bd 1, 242 S. — Bd 2, 20 S., 301 Abb. — Bd 3, 17 S., 554 Abb.
  • 36. Rodley L. The Pigeon House Church, Çavuşin // JÖB. — 1983. — Bd 33. — P. 301–339.
  • 37. Rodley L. Cave Monasteries of Byzanine Cappadocia. — Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1985. — 266 p.
  • 38. Schwartz E. M. Das Lektionar von St. Petersburg: vollständige Faksimile-Ausgabe im Originalformat des Codex gr. 21, gr. 21 a der Russischen Nationalbibliothek in St. Petersburg. — Graz: Akademische Druck und Verlagsanstalt, 1994. — Bd 1, 15 fols. — Bd 2, 42 S.
  • 39. The Greek Anthology / with an English translation by W. R. Paton. — London: William Heinemann, 1916. — Vol. 1. — 530 p.
  • 40. Thierry N. et M. Nouvelles églises rupestres de Cappadoce. Région du Hasan dağı. — Paris: Centre National de la Recherche Scientifique, 1963. — 248 p.
  • 41. Thierry N. A propos de l’Ascension d’Ayvalı kilise et de celle de Sainte-Sophie de Salonique // Cahiers archéologiques. — 1965. — T. 15. — P. 145–154.
  • 42. Thierry N. Peintures paléochrétiennes en Cappadoce. L’église № 1 de Balkan Dere // Synthronon. Art et archéologie de la fin de l’Antiquité et du Moyen Age. Recueil d’études par André Grabar et un groupe de ses disciples. — Paris: C. Klincksieck, 1968. — P. 53–59.
  • 43. Thierry N. A propos de peintures d’Ayvalı köy (Cappadoce). Les programmes absideaux à trois registres avec Déisis en Cappadoce et en Géorgie // Zograf. — 1974. — No. 5. — P. 5–22.
  • 44. Thierry N. La Vierge de tendresse à l’époque macédonienne // Zograf. — 1979. — No. 10. — P. 59–70.
  • 45. Thierry N. Haut Moyen-Age en Cappadoce. Les églises de la région de Çavuşin. — Paris: Librairie orientaliste Paul Geuthner, 1983. T. 1. — 200 p.
  • 46. Thierry N. Un portrait de Jean Tzimiskès en Cappadoce // Travaux et Mémoires. — 1985. — Vol. 9. — P. 477–484.
  • 47. Thierry N. La peinture de Cappadoce au Xe siècle. Recherches sur les commanditaires de la Nouvelle Eglise de Tokali et autres monuments // Constantine VII Porphyrogenitus and His Age. Second International Byzantine Conference. Delphi, 22–26 July 1987. — Athens: European Cultural Center of Delphi, 1989. — P. 217–233.
  • 48. Thierry N. De la datation des églises de Cappadoce // Byzantinische Zeitschrift. — 1995. — Bd 88. — P. 419–455.
  • 49. Thierry N. La Cappadoce de l’Antiquité au Moyen Âge. — Turnhout: Brepols, 2002. — 316 p.
  • 50. Walter C. Art and Ritual of the Byzantine Church. — London: Variorum publications, 1982. — 279 p.
  • 51. Wharton A. Art of Empire: Painting and Architecture of the Byzantine Periphery. A Comparative Study of Four Provinces. — University Park PA, London: Pennsylvania State University Press, 1988. — 250 p.
  • 52. Wharton Epstein A. Tokali kilise. Tenth-Century Metropolitan Art in Byzantine Cappadocia. — Washington: Dumbarton Oaks Research Library and Collection, 1986. — 90 p.
  • 53. Woodfin W. T. A Majestas Domini in Middle Byzantine Constantinople // Cahiers archéologiques. — 2003–2004. — T. 51. — P. 45–53.
  • 54. Xenaki M. Recherches sur les églises byzantines de Cappadoce et leur décor peint (VIe–IXe siècles). Thèse de doctorat de l’Université Paris I. — Lille, 2012.
  • 55. Φωτίου ὁμιλίαι / Ed. B. Laourdas [Ἑλληνικά, Παράρτημα 12]. — Θεσσαλονίκη: Ἑταιρεῖία μακεδονικῶν σπουδῶν, 1959. — 128 + 269 σ.