Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-59
Title Рим без границ: французские архитекторы в Риме в середине XVI века
Author email e_efimova2001@mail.ru
About author Ефимова Елена Анатольевна — кандидат искусствоведения, доцент кафедры всеобщей истории искусства. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1, Москва, Российская Федерация, 119991. e_efimova2001@mail.ru
In the section Искусство Ренессанса DOI10.18688/aa199-5-59
Year 2019 Volume 9 Pages 651667
Type of article RAR Index UDK 7.034(44)5/721.02 Index BBK 85.1
Abstract

В статье рассматривается деятельность французских архитекторов в Риме в 1530–1550-е гг. в области изучения римских античных памятников. Она почти не получила отражения в исторических документах, за исключением трактата Филибера Делорма, который содержит ценные сведения об интересах его автора, его контактах в итальянских интеллектуальных кругах, специфике отбора и исследования памятников, организации работы архитектурных бригад, занимавшихся раскопками и обмерами древностей. Другие письменные источники практически не дают никаких сведений о французских мастерах, поэтому главным источником информации становятся альбомы рисунков французских авторов, выполненных в Риме и посвящённых изучению античной архитектуры. Они образуют весьма значительный массив из нескольких крупных альбомов, хранящихся в коллекциях Библиотеки искусств в Берлине, Метрополитен-музея в Нью-Йорке, Национального музея в Стокгольме и Баварской государственной библиотеки в Мюнхене — всего более 500 листов. Исследования последних лет, проведённые Б. Кулавиком, позволили ему выдвинуть гипотезу о едином происхождении всего этого архива и его связях с проектом исследований Витрувианской академии К. Толомеи середины 1540-х гг. и подготовкой полного топографического плана Древнего Рима с реконструкцией всех основных памятников. Данная статья ставит своей целью проверить эту гипотезу, исследовав связи отдельных альбомов между собой. Это исследование не подтверждает их единого происхождения, однако позволяет констатировать общий подход к изучению и изображению античных памятников. Автор полагает, что ключевую роль в этом сыграла связь его авторов с мастерской собора Святого Петра, которая обеспечивала преемственность традиции изучения и изображения древностей.

Keywords
Reference Ефимова Е. А. Рим без границ: французские архитекторы в Риме в середине XVI века // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 9. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2019, pp. 651–667. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa199-5-59
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Ефимова Е. А. Альбомы из коллекции И. Детайера в Государственном Эрмитаже: исторический контекст и некоторые проблемы интерпретации // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 3 / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2013. — С. 401–411. URL: http://actual-art.org/files/sb/03/Efimova.pdf (дата обращения: 21.01.2019).
  • 2. Bullant J. Reigle generalle d’architecture des cinq manieres de colonnes. — Paris: J. Marnef & G. Cavellat, 1564. — 64 F.
  • 3. Сhastel A. Le Sac de Rome, 1527: du premier maniérisme à la contre-réforme. — Paris: Gallimard, 1984. — 369 p.
  • 4. Chastel A. (dir). “Il se rendit en Italie” études offertes à André Chastel / Ed. J.-P. Babélon, P. Georgel, J. Guillaume. — Paris-Rome: Edizioni dell’Elefante —Flammarion, 1987. — 698 p.
  • 5. Cooper R. Roman Antiquities in Renaissance France, 1515–65. — Farnham: Ashgate Publishing Limited, 2013. — 435 p.
  • 6. D’Orgeix É. The Goldschmidt and Scholz Scrapbooks in The Metropolitan Museum of Art: A Study of Renaissance Architectural Drawings // Metropolitan Museum Journal. — 2001. — Vol. 36. — P. 169–206.
  • 7. Dacos N. Roma quanta fuit. Tre pittori fiamminghi nella Domus Aurea. — Roma: Donzelli editore, 1995. — 146 p.
  • 8. Dacos N. Voyage à Rome: les artistes européens au XVIe siècle. — Bruxelles: Fonda Mercator, 2012. — 263 p.
  • 9. De L’Orme Ph. Nouvelles Invention pour bien bastir et а petits frais. — Paris: Fr. Morel, 1561. — 64 F.
  • 10. De L’Orme Ph. Premier tome de l’Architecture. — Paris: Fr. Morel, 1567–1568. — 286 F.
  • 11. De L’Orme Ph. Instruction de Monsieur d’Ivry, dict de l’Orme, Abbée de Saint-Sierge et ceslui Me architecteur du Roy // Blunt A. Philibert De l’Orme. — London: A. Zwemmer, 1958. — Appendix “C”. — Р. 146–151.
  • 12. Fiamminghi a Roma 1508–1608: artistes des Pays-Bas et de la principauté de Liege a Rome de la Renaissance / Exposition : Bruxelles, Palais dex Beaux-arts; Rome, Palais des expositions / Cat. par N. Dacos; B. W. Meijer. — Bruxelles: Société des expositions du Palais des beaux-arts de Bruxelles, 1995. — 498 p.
  • 13. Kulawik B. Die Zeichnungen im Codex Destailleur D (HDZ 4151) der Kunstbibliothek Berlin: Preuÿischer Kulturbesitz zum letzten Projekt Antonio da Sangallos des Jüngeren für den Neubau von St.Peter in Rom. Bd 1–2. Doctoral Thesis. — Technische Universität Berlin, 2002.
  • 14. Kulawik B. Wissenschaftliche Begriffsbildung im Kreis der Accademia della Virtù in Rom um 1550 // Berichte zur Wissenschaftsgeschichte. — 2015. — 38/2. — S. 140–152. URL: https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1002/bewi.201501722 (дата обращения: 23.04.2019).
  • 15. Kulawik B. Tolomei’s Project for a Planned Renaissance of Roman Architecture — Unfinished? // I Tatti Studies in the Italian Renaissance. — 2018. — Vol. 21. — 2. — P. 275–297.
  • 16. Lemerle F. Les Annotations de Guillaume Philandrier sur le De Architectura de Vitruve. Livres I à IV. — Paris: Picard, 2000. — 429 p.
  • 17. Nesselrath A. I libri di disegni di antichità. Tentativo di una tipologia // Memoria dell’antico nell’arte italiana / A cura di S. Settis. — Torino: Einaudi, 1986. — Vol. III. — Р. 89–147.
  • 18. Pauwels Y. Les antiques romains dans les traités de Philibert de l’Orme et Jean Bullant // Mélanges de l’école française de Rome. Italie et Méditerranée. — 1995. — T. 106. — P. 531–547.
  • 19. Pauwels Y. Philibert De l’Orme, les antiques et la Contre-Réforme // Philibert De l’Orme. Un architecte dans l’histoire Arts — Sciences — Techniques / Dir. F. Lemerle, Y. Pauwels. — Turnhout: Brepols, 2016. — P. 87–96.
  • 20. Pérouse de Montclos J.-M. Philibert de L’Orme en Italie // “Il se rendit en Italie”: études offertes à André Chastel. — Rome; Paris: Edizioni dell’Elefante Flammarion, 1987. —P. 289–297.
  • 21. Pérouse de Montclos J.-M. Philibert de l’Orme, architecte du roi (1514–1570). — Paris: Mengès, 2000. — 388 p.
  • 22. Philandrier G. In Decem Libros M. Vitruuii Pollionis de architectura Annotationes. — Roma: G. A. Dossena, 1544. — 379 F.
  • 23. Spielmann H. Andrea Palladio und die Antike. Untersuchung und Katalog der Zeichnungen aus seinem Nachlass. — München: Deutscher Kunstverlag, 1966. — 185 S.
  • 24. Tolomei C. De le lettere di M. Claudio Tolomei libri sette / A cura di P. Sanchez. — Napoli: Albergo dei Poveri, 1829. — 343 p.
  • 25. Yerkes C. I. Drawings of the Pantheon in the Metropolitan Museum’s Goldschmidt Scrapbook // Metropolitan Museum Journal. — 2013. — Vol. 48. — P. 87–120.