Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-8-70
Title Артефакт в историческом пространстве Нового Эрмитажа. Пирамида с камеями и витрины-пирамиды для гемм
Author email semenova@hermitage.ru
About author Семенова Татьяна Борисовна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. Государственный Эрмитаж, Дворцовая наб., д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186.
In the section Музей — коллекция, пространство, памятник DOI10.18688/aa188-8-70
Year 2018 Volume 8 Pages 708714
Type of article RAR Index UDK 749.1 Index BBK 85.126.1; 85.128
Abstract

Интерьеры Эрмитажа как особенная музейная среда с самого начала своей истории были отражением государственной политики. Примером этого служат витрины из залов Нового Эрмитажа, выполненные в виде пирамид. Столь необычная форма, которая не имеет аналогов в других музеях Европы, не могла возникнуть случайно. Однако объяснений этому в архивных и других источниках нет. Лишь постепенное сопоставление исторических фактов позволяет выдвинуть гипотезу, связывающую появление витрин-пирамид с памятью о Екатерине II.

В 1811 г. в зале минералов Эрмитажа появился особенный художественный предмет — изготовленная Г. Гамбсом деревянная пирамида, на гранях которой находились сердоликовые камеи с портретами древнеримских императоров и императоров Священной Римской империи, увенчанная серебряной фигуркой Минервы. В образе Минервы при русском дворе обычно изображали Екатерину II, фигурки волчиц служили символом Вечного города. Образованный таким образом комплекс с помощью аллегорий отображал представление о мудром правлении Екатерины Великой, которое опиралось на традиции Древнего Рима и было освящено «славой и памятью добрых Государей». В 1816 г. минералы были перевезены в Горный институт, а на их место поместили резные камни — любимую коллекцию императрицы. Образовавшийся Зал Камей, как и пирамида, стал своеобразным знаком памяти основательнице музея.

Спустя годы в воздвигнутом здании Нового Эрмитажа зал камей снова оказался по соседству с Лоджиями, и в его центр была помещена прежняя пирамида. Но теперь она оказалась в окружении необычных витрин, которые тоже имели форму пирамид и обелисков, превращая пространство зала в памятный комплекс. Несомненно, прототипом для них послужила пирамида Гамбса с сердоликовыми портретами императоров.

Keywords
Reference Семенова Т. Б. Артефакт в историческом пространстве Нового Эрмитажа. Пирамида с камеями и витрины-пирамиды для гемм // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 708–714. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-8-70
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Кокарева С. В. О серии камей с портретами императоров в собрании Эрмитажа // Сообщения Государственного Эрмитажа. — 2008. — Т. LXVI. — С. 101-104.
  • 2. Павлова Ж. К. Флориан Жиль и Императорский Эрмитаж. Жизнь и судьба. — СПб.: Нестор-История, 2010. — 311 с.
  • 3. Пашкова Т. Л. Неосуществленный цикл монументальных росписей Аванзала Нового Эрмитажа // Новый Эрмитаж. 150 лет со дня создания: Материалы юбилейной научной конференции. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2003. — C. 59-65.
  • 4. Свиньин П. П. Достопримечательности Санкт-Петербурга и его окрестностей. — СПб.: тип. В. Плавильщикова, 1816-1828. Кн. 4. 1821. — 195 с.
  • 5. Семенова Т. Б. Мебельное убранство Нового Эрмитажа. Новаторство и традиции // Новый Эрмитаж. 150 лет со дня создания: Материалы юбилейной научной конференции. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2003. — С. 95-101.
  • 6. Семенова Т. Б. История Эрмитажа в зеркале витрин: Каталог выставки. — СПб.: Изд-во ГЭ, 2014. — 157 с.