Title | Европейский фарфор XVIII века как артефакт и арт-объект, или История компотьера | ||||||||
Author | Виленский Я. Э. | vilensky.jan@hermitage.ru | |||||||
About author | Виленский Ян Эрвинович — научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства. Государственный Эрмитаж, Дворцовая набережная, д. 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186. | ||||||||
In the section | Материальная культура, прикладное искусство и дизайн | DOI | 10.18688/aa188-7-62 | ||||||
Year | 2018 | Volume | 8 | Pages | 637–644 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 738.1 | Index BBK | 85.126.5 | ||||
Abstract |
Европейский фарфор, появившийся в XVIII в., — явление исключительное не только в декоративно-прикладном искусстве, но также в историческом и политическом аспектах. Сама история возникновения европейского фарфорового производства, с его тайнами, интригами и связью с алхимией, стала причиной того, что уже современники рассматривали изделия только что созданных мануфактур как особые артефакты, в которых, помимо утилитарного предназначения, скрыт некий смысл. Королевский фарфор ушёл вместе с веком, давшим ему рождение. Примерно в 1820-е гг., уже получивший название «старый», фарфор «оказывается в зоне заинтересованного внимания», постепенно превращаясь из артефакта в арт-объект. К концу XIX в. подобная трансформация полностью завершается и фарфор окончательно «получает свое особое место в системе искусствоведческих классификаций». Изучение же в том числе и формы посуды в качестве арт-объектов привело к их более высокой художественной переоценке. Как артефакт фарфор рассматривается лишь в художественной литературе. Система классификаций требует постоянного совершенствования. В истории фарфора нередки случаи, когда объект, недавно покинувший печь, в быту был не тем, для чего создавался. Это объяснялось и быстро меняющейся модой, и кулинарными пристрастиями, и национальными особенностями. Соответственно менялись и названия предметов. Все подобные метаморфозы, от формообразующих до филологических, возможно подробно проследить на примере компотьеров (фр. — Compotier) — разнообразных лотков, входящих в состав десертных сервизов. При этом особое внимание будет уделено французскому фарфору, т. к. уже с 1750-х гг. в новом и для французского искусства материале Франция стала главной «законодательницей». Основной составляющей десерта являлись всевозможные засахаренные фрукты, получаемые при приготовлении компота. Они и помещались в компотьеры, которые изготавливались из разных материалов, но наибольшим разнообразием форм отличаются именно фарфоровые изделия. Многочисленные исследования показали, что над созданием, казалось бы, заурядных предметов работали выдающиеся художники и скульпторы. Источники вдохновения были самыми различными: от крестьянской деревянной плошки до раковины Сен-Жак. Во Франции понятие лотка для засахаренных фруктов было чётко определено ещё в середине XVIII столетия. В России же чётких градаций не было. Компотниками, компотницами, реже заимствованным из Франции словом «компотьер», могли, помимо лотков, именоваться разнообразные предметы. Таким образом, столь прозаическая вещь, как компот, вынудил исследователей, желающих соблюсти максимальную историческую достоверность и классификационную точность, всерьёз заняться «выработкой критериев определения неоднозначно трактуемого понятия», задействовав для этого широкий спектр исследовательских подходов и методов: от искусствоведческого анализа и изучения расчётных реестров мануфактур до описей сервизных кладовых. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Виленский Я. Э. Европейский фарфор XVIII века как артефакт и арт-объект, или История компотьера // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 637–644. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-7-62 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|