Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-46
Title Культурное и физическое пространство как условие художественного видения: Эгейский мир в творчестве греческих художников Малеаса, Гикаса и Тетсиса
Author email aloukaki@eap.gr
About author Лукаки, Аргиро — Ph. D., профессор, директор программы «Греческая Цивилизация». Греческий открытый университет, ул. Аристотеля 18, Патрас 263 35, Греция.
In the section Мировое искусство XX–XXI веков. Модернизм и современность DOI10.18688/aa188-5-46
Year 2018 Volume 8 Pages 476484
Type of article RAR Index UDK 7.036 Index BBK 85.103(4)6
Abstract

Статья посвящена тому, как художники черпают вдохновение в образах Эгейского моря и его островов и интерпретируют их. В XX в. эта традиция связано с возвратом к восприятию Эгейского моря как колыбели цивилизации. Ряд примеров современного искусства, берущего начало с Эгейских островов, рассматриваются в контексте древних архетипов, как природных, так и культурных, а также особой структуры художественного видения. В статье анализируются следующие темы:

Формирование материального и духовного пространства поствизантийского Эгейского мира. Здесь с древности существовала и развивалась традиция художественного описания, или экфрасиса, связанная с восприятием великолепных видов, открывающихся на равнины, ущелья и море с горных вершин; эта традиция повлияла, в том числе, и на планировку византийских городов.

Утонченная манера восприятия топографии и эстетики гористого ландшафта. Призматические архитектурные формы находятся в постоянном диалоге с природным окружением, которое влияет и на приемы художественного изображения.

Особая роль Эгейского мира в формировании художников. Современные творческие интерпретации, вдохновленные природной красотой Эгейского моря, его сложным головокружительным светом и культурным наследием, могут быть как материальными, так и нематериальными. Статья демонстрирует, что Эгейский мир представляет диалектику культуры и природы par excellence, а ее высшим выражением является ирреальная метафизическая ясность и пластичность таких островов, как Санторини.

Существует множество творческих интерпретаций пластических особенностей Эгейского мира и его искусства — как местных, так и иностранных (например, в работах Бранкузи, Джакометти или Модильяни). Современные греческие художники, такие как Константинос Малеас, исследовали и изображали «островной характер» Эгейского мира как образец греческого пространства вообще. В статье основное внимание уделяется его работам, вдохновленным природой Санторини. Помимо этого, мы проанализируем особую роль, которую Эгейское море сыграло в формировании художников Никоса Хаджикириакоса Гикаса и Панайотиса Тетсиса, вдохновленных пейзажами острова Идра.

Во всех трех случаях демонстрируется, как, помимо влияния Эгейского мира, художники впитывают живописные традиции Запада и Востока, в особенности, японского искусства.

Keywords
Reference Лукаки А. Культурное и физическое пространство как условие художественного видения: Эгейский мир в творчестве греческих художников Малеаса, Гикаса и Тетсиса // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 8. Ed. S. V. Mal’tseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova, A. V. Zakharova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2018, pp. 476–484. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa188-5-46
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Castoriadis C. I Elliniki Idiaiterotita. Apo ton Omiro ston Irakleito (The Greek Particularity. From Homer to Heraklitus). Athens, Kritiki Publ., 2007. 527 p. (in Greek).
  • 2. DaCosta Kaufmann Th. The Geography of Art. Chicago, University of Chicago Press, 2004. 504 p.
  • 3. De Rycke J. P.; Paisios N. P. (eds.). Ghika and the European Avant-Garde in Interwar Europe. Athens, Efesos Publ., 2004. 255 p.
  • 4. De Rycke J.-P. ‘The European Model’. De Rycke J. P.; Paisios, N. P. (eds.). Ghika and the European Avant-Garde in Interwar Europe. J. P. De Rycke; N. P. Paisios (eds.). Athens, Efesos Publ., 2004, pp. 32–135.
  • 5. Delivorias A. Introduction. De Rycke J. P.; Paisios, N. P. (eds.). Ghika and the European Avant-Garde in Interwar Europe. Athens, Efesos Publ., 2004, pp. 14–31.
  • 6. Durrell L. The Greek Islands. London, Faber and Faber Publ., 1978. 344 p.
  • 7. Elkins J. (ed.). Is Art History Global? London, Routledge Publ., 2007. 472 p.
  • 8. Foster H. Art-Architecture Complex. London, Verso Publ., 2011. 302 p.
  • 9. Freely J. Oi Kyklades (The Cyclades). Athens, Patakis Publ., 2007. 373 p. (in Greek).
  • 10. Kotidis A. Maleas. Athens, Adam Publ., 2000. 394 p. (in Greek).
  • 11. Koutsomallis K. (ed.). P. Tetsis-Thalatta (P. Tetsis-Thalatta). Andros, Goulandris Foundation Publ., 2006. 161 p. (in Greek).
  • 12. Lambraki-Plaka M. (ed.). Introductory texts of sections. Ethniki Pinakothiki — 100 Chronia. Tesseris Aiones Ellinikis Zografikis (National Gallery 100th Anniversary. Four Centuries of Greek Painting). Athens, National Library Publ., 1999. 699 p. (in Greek).
  • 13. Loukaki A. Living Ruins, Value Conflicts. 2nd ed., London, Routledge Publ., 2016a. 377 p. (1st ed., Ashgate Publ., 2008).
  • 14. Loukaki A. The Geographical Unconscious. 2nd ed., London, Routledge Publ., 2016b. 431 p. (1st ed., Ashgate Publ., 2014).
  • 15. Mavrotas T. (ed.). P. Tetsis —E Apotheosi tou Zografiki 2010–2014 (P. Tetsis — The Apotheosis of Landscape-Painting 2010–2014). Athens, Theocharakis Publ., 2015. 144 p. (in Greek).
  • 16. Michaelides C. E. The Aegean Crucible-Tracing Vernacular Architecture in Post-Byzantine Centuries. St. Louis, Missouri, Delos Press Publ., 2003. 384 p.
  • 17. Miller H. The Colossus of Maroussi. New York, Colt Press Publ., 1941. 244 p.
  • 18. Rancière J. Aesthetics and Its Discontents. Oxford, Polity Publ., 2009. 143 p.
  • 19. Trypanis C. A. The Penguin Book of Greek Verse. London, Penguin Publ., 1971. 704 p.
  • 20. Vacalo E. Fysiognomia tis Metapolemikis Technis stin Elleda — O Mythos tis Ellinikotitas (The Physiognomy of Postwar Art in Greece — The Myth of Greekness). Athens, Kedros Publ., 1983. 139 p. (in Greek).