Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-7-75
Title |
Катрмер де Кенси о мимесисе. Классический концепт в классицистической теории искусства |
Author |
Чернышева М. А. |
email |
mariachernysheva@mail.ru |
About author |
Чернышева Мария Александровна — кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034 |
In the section |
Западноевропейское искусство XVII–XIX веков. Судьба классической традиции: от образца к интерпретации |
DOI | 10.18688/aa155-7-75 |
Year |
2015 |
Volume |
5 |
Pages |
689–696 |
Type of article |
RAR |
Index UDK |
7.01 |
Index BBK |
85.03 |
Abstract |
Антуан-Кризостом Катрмер де Кенси (1755–1849) был одной из самых деятельных и влиятельных фигур французской культуры, на протяжении многих лет активно участвуя в формировании художественной политики во Франции. Этот аспект его творчества наиболее исследован. Теоретические сочинения Катрмера рассматриваются прежде всего в контексте современных ему художественных представлений и течений, в поле противостояния классицизма и романтизма. Менее изучено место художественных воззрений Катрмера в истории европейской эстетической мысли, восходящей к античности. Именно на этой проблеме мы сосредоточимся в анализе трактата Катрмера «Эссе о сущности, цели и средствах подражания в изящных искусствах» (1823). Особое внимание будет уделено рецепции в этой работе классических положений миметической концепции, разработанных Платоном и Аристотелем. Вместе с тем в трактате Катрмера о мимесисе мы обнаружим автор обнаруживает симптомы девальвации этого понятия в культуре XIX в.
|
Keywords |
|
Reference |
Чернышева М. А. Катрмер де Кенси о мимесисе. Классический концепт в классицистической теории искусства // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 689–696. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-7-75
|
|
Full text version of the article |
Article language |
russian |
Bibliography |
- [Аристотель]. Поэтика // Аристотель. Сочинения: в 4 тт. – М.: Мысль, 1983. – Т. 4. – 832 с.
- [Аристотель]. Риторика // Аристотель. Поэтика. Риторика. О душе. – М.: Мир книги, 2007. – 398 с.
- Лессинг Г. Э. Лаокоон, или О границах живописи и поэзии. – М.: Изд-во художественной литературы, 1957. – 520 с.
- Платон. Государство // Платон. Сочинения: в 3 тт. – М.: Мысль, 1971. – Т. 3. Ч. 1. – 688 с.
- Чернышева М. А. Мимесис в изобразительном искусстве: от греческой классики до французского сюрреализма: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2014. – 392 с.
- Gilks D. J. E. A.-C. Quatremère de Quincy and regenerating the visual arts in France, c. 1770–1810. (Ph. D. Thesis). – University of Cambridge, 2008.
- Lavin S. Quatremère de Quincy and the Revolution in Neo-Classical Egyptology // Culture and revolution: cultural ramifications of the French Revolution / G. Levitine (ed.). – College Park: University of Marylandat College Park, 1989. – Р. 160–170.
- Luke Y. The Politics of Participation: Quatremère de Quincy and the Theory and Practice of “concours publiques” in Revolutionary France 1791–1795 // The Oxford Art Jurnal. – 1987. – No. 1. – P. 15–43.
- Quatremère de Quincy A. Ch. Essai sur la nature, le but et les moyens de l’imitation dans les beaux-arts. – Paris: Treuttel et Würtz, 1823. – 435 p.
- Quatremère de Quincy A. Ch. Lettres sur le préjudice qu’occasionneroient aux arts et à la science, le déplacement des monumens de l’art de l’Italie, le demembrement de ses écoles, et la spoliation de ses collections, galeries, musées, ect. – Paris: Impr. de Chapelet, 1796. – 74 p.
- Quatremère de Quincy A. Ch. Rapport sur l’édifice dit de Sainte-Geneviève fait au Directoire du Département de Paris. – Paris: Impr. royale, 1791. – 50 p.
- Rubin J. H. The politics of Quatremère de Quincy’s Romantic Classicism // Culture and revolution: cultural ramifications of the French Revolution / G. Levitine (ed.). – College Park: University of Marylandat College Park, 1989. – Р. 230–244.
- Schneider R. L’esthétique classique chez Quatremère de Quincy (1805–1823). – Paris: Hachette et Cie, 1910. – 169 p.
- Schneider R. Quatremère de Quincy et son intervention dans les arts. – Paris: Hachette et Cie, 1910. – 442 p.
|