Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-24
Title Император Феофил (829–842) между классицизмом и экзотикой
Author email silvia.pedone@gmail.com
About author Педоне Сильвия — Ph. D., доцент. Римский университет Ла Сапиенца, Piazzale Aldo Moro 5, 00186 Рим, Италия
In the section Классическое наследие в искусстве византийской ойкумены и за ее пределами DOI10.18688/aa155-2-24
Year 2015 Volume 5 Pages 238245
Type of article RAR Index UDK 7.033.2...1 Index BBK 85.12; 63. 3 (0) 4
Abstract

Тема статьи предполагает обсуждение искусствоведческих и историографических вопросов, связанных с использованием и восприятием античных образцов и фрагментов в империи Феофила в исключительно сложное время между иконоборческим и македонским периодами. В тысячелетней истории Византии македонский период считается наиболее благоприятным для возрождения классической древности, что идеологически подтверждается и о чем наглядно свидетельствуют произведения искусства.

Тем не менее этап, предшествующий утверждению македонской династии, недостаточно разработан именно в отношении взглядов императора Феофила на искусство, причем их осмысление представляет для искусствоведов известную сложность. Действительно, в византийском искусстве этого времени, по крайней мере в Константинополе, прослеживается отход от экспериментов с применением экзотической художественной стилистики, присущей, например, искусству ислама, в пользу программного возрождения своего рода «классицизма» для обоснования идеи непрерывной преемственности политической власти. Таким образом, наряду с тягой к эксперименту обнаруживается и противоположная, до сих пор слабо изученная тенденция внедрения более идеологически действенной наглядной стратегии, предполагающей переосмысление художественных форм античного искусства в связи с более весомым их «авторитетом» касательно представлений об императорском достоинстве. В этом смысле особый интерес представляет античная дверь южного вестибюля собора Святой Софии, так называемая «Роскошная дверь», на которой Феофил запечатлел свои монограммы в подтверждение долговечности политических и религиозных полномочий, избрав это место как высоко символичное для образной системы византийской власти.

Keywords
Reference Педоне С. Император Феофил (829–842) между классицизмом и экзотикой // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 238–245. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-2-24
Publication Article language english
Bibliography
  • Antoniades A. M. Ekfrasis tis Agias Sophias, 3 vols. Athenai, 1907–1909 (in Greek).
  • Bekker I. (ed.). Theophanes Continuatus. Bonn, Weber Publ., 1838. 951 p. (in Greek and in German).
  • Bertelli C. Le porte del VI secolo in Santa Sofia a Costantinopoli. Le porte di bronzo dall’antichità al secolo XIII. Roma, Enciclopedia Italiana Treccani Publ., 1990, pp. 109–119 (in Italian).
  • Bertelli C. Notizia preliminare sul restauro di alcune porte di S. Sofia a Istanbul. Bollettino dell’Istituto Centrale del Restauro, 1958, 34–35, pp. 112–115 (in Italian).
  • Borrelli Vlad L. La ‘porta bella’ di S. Sofia a Costantinopoli: un palinsesto. Le porte di bronzo dall’antichità al secolo XIII. Roma, Enciclopedia Italiana Treccani Publ., 1990, pp. 97–107 (in Italian).
  • Borrelli Vlad L. La porta dell’orologio di S. Sofia a Istanbul: riesame dopo un restauro. Annuario della Scuola Archeologica Italiana di Atene e delle Missioni Italiane in Oriente, 1979–1980, no. 57–58, pp. 375–419 (in Italian).
  • Borrelli Vlad L. Notiziario, Attività dell’Istituto all’estero. Bollettino dell’Istituto Centrale del Restauro, 1957, no. 31–31, pp. 182–187 (in Italian).
  • Brubaker L. Inventing Byzantine Iconoclasm. London, Bristol Classical Press Publ., 2012. 160 p.
  • Brubaker L. Vision and Meaning in Ninth-Century Byzantium: Image as Exegesis in the Homilies of Gregory of Nazianzus. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 1999. 489 p.
  • Codoner J. S. The Emperor Theophilos and the East, 829–842: Court and Frontier in Byzantium During the Last Phase of Iconoclasm. Farnham, Ashgate Publ., 2014. 530 p.
  • Diehl Ch. La légende de l’Empereur Théophile. Seminarium Kondakovianum. Recueil d’Études. Archéologie. Histoire de l’art. Études byzantines, 1931, vol. IV, pp. 34–37 (in French).
  • Dirimtekin F. The Bronze Doors of Saint Sophia. Ayasofya Müzesi Yıllığı, 1961, no. 3, pp. 42–46.
  • Ebersolt J. Sainte Sophie de Constantinople. Étude de topographie d’après les cerémonies. Paris, E. Leroux Publ., 1910 (in French).
  • Eyce S. Contributions à l’histoire de l’art byzantin. Quatre édifices inédits ou mal connus. 1. Les substructions d’un palais (?) à Küçükyali près d’Istanbul. Cahiers archéologiques. Fin de l’antiquité et du moyen age, 1959, no. 10, pp. 245–250 (in French).
  • Featherstone J. M. Luxury in the Palace: the Buildings of Theophilus. İstanbul Araștırmaları Yıllığı Publ., 2013, no. 2, pp. 33–40.
  • Gero S. John the Grammarian, the last iconoclast patriarch of Constantinople: the man and the legend. Byzantion, 1977, no. 3–4, pp. 25–35.
  • Griffith H. Euthychius of Alexandria on the Emperor Theophilus and Iconoclasm in Byzantium: A Tenth Century Moment in Christian Apologetics in Arabic. Byzantion, 1982, no. 52, pp. 154–190.
  • Guiglia A.; Barsanti C. Le porte e gli arredi architettonici in bronzo della Santa Sofia di Costantinopoli. Le porte del Paradiso. Arte e tecnologia bizantina tra Italia e Mediterraneo. Roma, Campisano Editore Publ., 2009, pp. 81–123 (in Italian).
  • Kostenec J. The Heart of the Empire: The Great Palace of the Byzantine Emperors Reconsidered. Secular Buildings and the Archaeology of the Everyday Life in the Byzantine Empire. Oxford, Oxbow Publ., 2004, pp. 4–36.
  • Koutrakou N. C. La propagande impériale byzantine. Persuasion et réaction (VIIIe-Xe siècle). Athens, Université nationale d’Athènes, Faculté des lettres Publ., 1994 (1996). 459 p. (in French).
  • Lethaby W. R.; Swainson H. The Church of Sancta Sophia Constantinople. A study of Byzantine Building. London—New York, Macmillan & Co. Publ., — 1894. 327 p.
  • Mainstone R. Hagia Sophia. Architecture, Structure and Liturgy of Justinian’s Great Church. London, Thames & Hudson Publ. — 1988. 288 p.
  • Mango C. Archittetura bizantina. Milano, Electa Publ., 1974, pp. 194–196 (in Italian).
  • Mango C. The Art of the Byzantine Empire 312–1453. Source and Documents. Englewood Cliffs, N. J., Prentice-Hall Publ., 1972. 272 p.
  • Mango C. When was Michael III Born? Dumbarton Oaks Papers, 1967, no. 21, pp. 253–258.
  • Markopoulos A. The rehabilitation of the Emperor Theophilos. Dead or Alive: Byzantium in the Ninth Century. Aldershot, Ashgate Publ., 1998, pp. 37–49.
  • Müller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls: Byzantion —Konstantinupolis — Istanbul bis zum Beginn des 17. Jahrhunderts Tübingen, Wasmuth Publ., 1977 (in German). 534 p.
  • Mullett M.; Scott R. (eds.). Byzantium and the Classical Tradition. Birmingham, Centre for Byzantine Studies, University of Birmingham Publ., 1981. 250 p.
  • Nikolaou K. Oi gynaikes sto bio kai tà erga tou Teophilou. Simmeikta 9/2. Papers in Memory of D. A. Zakythinos, 1994, pp.137-151 (in Greek).
  • Pedone S. “Souvenirs d’une grandeur qui ne s’efface pas”. La Santa Sofia di Giustiniano nei disegni di Charles Texier. Vie per Bisanzio, VIII Congresso Nazionale dell’Associazione Italiana di Studi Bizantini. Bari, Edizionipagina Publ., pp. 941–964 (in French).
  • Pedone S. Contagi bizantini. Fortune e sfortune del modello ‘greco’ nell’arte italiana. Cipro e l’Italia al tempo di Bisanzio. L’Icona grande di San Nicola tis Stegis del XIII restaurata a Roma, I. Nicosia, F1ère Édition Publ., 2015, pp. 38–51 (in Italian).
  • Ricci A. The Road from Baghdad to Byzantium and the case of the Bryas Palace in Istanbul. Dead or Alive: Byzantium in the Ninth Century. Aldershot, Ashgate Publ., 1998, pp. 131-149.
  • Rosser J. Theophilos (829–842). Popular Sovereign. Hated Persecutor. Byzantiaka, 1983, no. 3, pp. 37–56.
  • Schneider A. M. Die Grabung in Westhof der Sophienkirche zu Istanbul. Istanbuler Forschungen, no. 12. Berlin, Zweigstelle Istanbul des Archäologischen Instituts des Deutschen Reiches Publ., 1941. 45 p. (in German).
  • Strube C. Die westliche Eingangseite der Kirchen von Konstantinopel in justianischer Zeit. Wiesbaden, Harrassowitz Publ., 1973. 180, (62) p. (in German).
  • Swift E. H. The Bronze Doors of the Gate of Horologium at Hagia Sophia. Art Bulletin, 1937, 19, pp. 137–147.
  • Treadgold W. The Byzantine Revival, 780–842. Stanford, Stanford University Press, 1988. xviii, 504 p.
  • Tsamakda V. The illustrated Chronicle of Ioannes Skylitzes in Madrid. Leiden, Alexandros Press, 2002. 436 p.
  • Underwood P. A. Notes on the Work of the Byzantine Institute in Istanbul: 1957–1958. Dumbarton Oaks Papers, 1960, no. 14, pp. 205–222.
  • Van Millingen A. Byzantine Constantinople The Walls of the City and Adjoining Historical Sites. London, J. Murray Publ., 1899. 488 p.
  • Walker A. The Emperor and the World. Exotic Elements and Imaging of Middle Byzantine Imperial Power, Ninth to Thirteenth Centuries C.E. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2012.