Title | Трон Карла Великого в Аахене: римская идея и ее воплощение | ||||||||
Author | Доиг Аллан Джордж | chaplain@lmh.ox.ac.uk | |||||||
About author | Доиг Аллан Джордж – Ph. D., научный сотрудник, профессор и капеллан, Леди Маргарет Холл, Оксфордский университет. The Priory, Hudson Street, Deddington, Oxon OX15 0SW, Великобритания | ||||||||
In the section | Античность на ребрах европейского Средневековья | DOI | 10.18688/aa155-4-40 | ||||||
Year | 2015 | Volume | 5 | Pages | 376–382 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 7.033.4...21; 7.027.2 | Index BBK | 85.126; 66.1(0) | ||||
Abstract |
В статье рассматриваются различные аспекты развития идеологической подоплеки каролингского девиза Renovatio Romani Imperii, призывавшего к возрождению Римской империи. В центре внимания автора трон Карла Великого в базилике Аахена — помимо вопроса о происхождении составляющих его материалов анализируется художественный, архитектурный и обрядовый контекст, проливающий свет на личность короля-императора и особенности его правления. Понятие Romanitas в данном случае — это совокупность идеалов, экстраполированных на Позднюю Римскую империю и то, что от нее сохранилось. Самоидентификация с римской имперской идеей разными способами визуально воплощалась как в повседневных ритуалах, так и в изобразительном искусстве и архитектуре. Отдельные элементы целостной концепции, пережив постепенный распад общественных институтов Западной Римской империи, сохранились и в Средние века. Сочинение Евсевия Кесарийского об основании «христианской империи» было решительно поддержано Григорием Турским, а идеи получили развитие в его «Истории франков», где описаны те особенности римского наследия, которые продолжились в меровингской Галлии вплоть до конца VI в. Когда власть династии Меровингов была исчерпана, кое-что из этого наследия усвоили Пипиниды и, соединив его с вновь открытыми фрагментами, так сказать, культурной сполией, а также собственно «римскими» духовными и интеллектуальными принципами, из этих «подручных средств» создали эклектичный концепт обновленной империи. На примере трона в Аахене показано, как возрожденная римская идея, поначалу вызывавшая сомнения и вялое восхищение, в конечном счете была признана императором как идея еще одного «Нового Рима». |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Доиг Аллан Джордж Трон Карла Великого в Аахене: римская идея и ее воплощение // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 376–382. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-4-40 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | english | |||||||
Bibliography |
|