Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-1-2
Title Античное наследие и его влияние в фокусе современных исследований
Author email aa-trofimova@yandex.ru
About author Трофимова Анна Алексеевна — кандидат искусствоведения, заведующая Отделом античного мира Государственного Эрмитажа. Государственный Эрмитаж, Дворцовая набережная, 34, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199000
In the section Классическая древность и мир вокруг Эллады DOI10.18688/aa155-1-2
Year 2015 Volume 5 Pages 3749
Type of article RAR Index UDK 7.032 (37, 38) Index BBK 85.03; 63.3(0)32
Abstract

В XX веке понятие «классического» стало ключевым для осмысления путей развития западноевропейского искусства в концепциях его ведущих теоретиков. В современном искусствознании античности проблема влияния античного наследия, его трансформации во времени и пространстве задает направление многих исследований. В статье дается обзор основных направлений историографии античного искусства с подробным анализом исследований Отдела античного мира Государственного Эрмитажа. Экспансия «классического» на периферию античного мира, в греческие колонии Северного Причерноморья, традиционно является предметом изучения российского антиковедения. Автор формулирует основные черты и закономерности развития причерноморской версии античного искусства, заключая, что уникальные черты, сложившиеся в результате взаимодействия греческой традиции и местной среды, нашли продолжение в искусстве поздней античности и раннего Средневековья. Поэтому необходимо признать значение региона как медиатора художественной традиции в пространстве, между народами, и во времени — между двумя историческими этапами цивилизации. Другим разделом являются исследования эпохи эллинизма, посвященные вопросам адаптации греческой культуры и искусства к культуре стран Азии и Востока. Самым молодым направлением является историко-реставрационное, которое активно развивается в научных программах отдела, так как особенностью античных собраний Эрмитажа является сохранность старых реставраций.  

Keywords
Reference Трофимова А. А. Античное наследие и его влияние в фокусе современных исследований // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 37–49. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-1-2
Publication Article language russian
Bibliography
  • Александр Великий. Путь на Восток. Каталог выставки / Науч. ред. А. А. Трофимова. – СПб.: Изд-во ГЭ, 2007. – 512 с.
  • Александр Великий. Жизнь образа в мировой культуре. Сборник материалов круглого стола / Науч. ред. А. А. Трофимова // Труды ГЭ. Т. LXIII. – СПб.: Изд-во ГЭ, 2012. – 136 с.
  • Андреев Ю. В. Греки и варвары в Северном Причерноморье // ВДИ, № 1. 1996. – С. 3–17.
  • Античная скульптура Херсонеса. – Киев: Мистецтво, 1976. – 344 с.
  • Античные города Северного Причерноморья: сб. статей // Очерки истории и культуры. I. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. – 448 с.
  • Блаватский В. Д. Античная археология и история. – М.: Наука, 1985. – 282 с.
  • Букина А. Г. Выставки античных расписных ваз Императорского Эрмитажа // Сообщения ГЭ. 2014. Т. LXXII. – С. 213–230.
  • Бутягин А. М. Мирмекийская экспедиция // Экспедиции. Археология в Эрмитаже. – СПб.: Славия, 2014. – С. 110–121.
  • Вахтина М. Ю. Греческое искусство и искусство Европейской Скифии // Греки и варвары Северного Причерноморья в скифскую эпоху. – СПб.: Алетейя, 2005. – С. 297–397.
  • Виноградов Ю. А. Боспор Киммерийский // Греки и варвары Северного Причерноморья в скифскую эпоху. – СПб.: Алетейя, 2005. – С. 211–296.
  • Герцигер Д. С. Античные ткани в собрании Эрмитажа // Памятники античного прикладного искусства. – Л.: Аврора, 1973. – С. 71–100.
  • Грач Н. Л. Некрополь Нимфея. – СПб.: Наука, 1999. – 328 с.
  • Греки и варвары Северного Причерноморья в скифскую эпоху / Отв. ред. К. К. Марченко. – CПб.: Алетейя, 2005. – 460 с.
  • Греки и варвары на евразийском перекрестке // Материалы международной конференции «Боспорский феномен». – СПб.: Нестор-история, 2013. – С. 181–194.
  • Давыдова Л. И. Боспорские надгробные рельефы V в. до н. э. – III в. н. э. Каталог выставки. – Л.: Изд-во ГЭ, 1990. – 127 с.
  • Доманский Я. В., Зуев В. Ю., Ильина Ю. И., Марченко К. К., Назаров В. В., Чистов Д. Е. Материалы Березанской (Нижнебугской) античной археологической экспедиции. Т. I. – СПб.: Изд-во ГЭ, 2006. – 229 с.
  • Древний город Нимфей. Каталог выставки. – СПб.: Изд-во ГЭ, 1999. – 138 с.
  • Иванова А. П. Скульптура и живопись Боспора. – Киев: Изд-во АН УССР, 1961. – 148 с.
  • Калашник Ю. П. Греческое золото в собрании Эрмитажа. – СПб.: Изд-во ГЭ, 2014. – 280 с.
  • Книпович Т. Н. Основные линии развития искусства античных городов Северного Причерноморья // Античные города Северного Причерноморья: сб. статей / Очерки истории и культуры. I. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1955. – С. 356–392.
  • Каллистов Д. П. Очерки по истории Северного Причерноморья античной эпохи. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1949. – 287 с.
  • Кобылина М. М. Античная скульптура Северного Причерноморья. – М.: Наука, 1972. – 60 с.
  • Манцевич А. П. Курган Солоха. – Л.: Искусство, 1987. – 143 с.
  • Неверов О. Я. Античные инталии в собрании Эрмитажа. – Л.: Аврора, 1976. – 364 с.
  • Античные камеи в собрании Эрмитажа: каталог / Вступит. статья и сост. О. Я. Неверова. – Л.: Искусство, 1988. – 192 с.
  • Никулина И. И., Андреева Е. M. К истории поступления и реставрации статуи Диониса // Сообщения ГЭ. 2013. LXXI. – С. 74–83.
  • Ростовцев М. И. Античная декоративная живопись на юге России. – СПб.: Издание Императорской Археологической комиссии, 1913–1914.
  • Савостина Е. А. Эллада и Боспор. Греческая скульптура на Северном Понте / Bosporan Studies. Supplementum 8. – Симферополь – Керчь: Издательский дом «Адеф», 2012. – 392 с.
  • Соколов Г. И. Искусство Боспорского царства. – М.: Изд-во МЭИ, 1999. – 532 с.
  • Трофимова А. А. Imitatio Alexandri. Портреты Александра Македонского и мифологические образы в искусстве эллинизма. – СПб.: Изд-во ГЭ, 2012. – 319 с.
  • Трофимова А. А. Программа реэкспозиции Отдела античного мира Государственного Эрмитажа // Труды ГЭ. L. Музеи мира в XXI веке. Реставрация, реконструкция, реэкспозиция: материалы Международной конференции / Науч. ред. А. А. Трофимова. – СПб.: Изд-во ГЭ, 2010. – С. 67–81.
  • Фармаковский Б. В. Архаический период в России // Материалы по археологии России. No. 34. – Пгр., Типография Главного Управления Уделов, 1914. – С. 15–78.
  • Чистов Д. Е., Зуев В. Ю., Ильина Ю. И., Каспаров А. К., Новоселова Н. Ю. Материалы Березанской (Нижнебугской) античной археологической экспедиции. Т. 2. Исследования на острове Березань в 2005–2009 гг. – СПб.: Изд-во ГЭ, 2012. – 297 с.
  • Эллинистические штудии в Эрмитаже. К шестидесятилетию М. Б. Пиотровского. Сб. статей / Науч. ред. Е. Н. Ходза. – СПб.: Изд-во ГЭ, 2004. – 196 с.
  • Энтони Гормли. Во весь рост. Античная и современная скульптура. Каталог выставки. Государственный Эрмитаж / Науч. ред. Д. Озерков, А. Трофимова. – СПб.: Изд-во ГЭ, 2011. – 128 с.
  • Bieber M. The Sculpture of the Hellenistic Age. Rev. ed. – New York: Columbia University Press, 1961. – 259 p., ill.
  • Blawatsky W. Greco-Bosporan and Scythian Art // Encyclopaedia of World Art. London, 1962. – Vol. VI. – P. 862–865.
  • Blavatsky V. D. Greco-bosporani e scitici centri // Encyclopedia Universale dell’arte. Roma, 1961. – Vol. VI. – P. 766–783.
  • Boardman J. The Greeks Overseas. – Harmondsworth: Penguin Books, Middlesex, 1964. – 288 p.
  • Boardman J. The Diffusion of Classical Art in Antiquity. – Princeton: Princeton University Press, 1994. – 352 p.
  • Bukina A., Petrakova A., Phillips C. Greek Vases in the Imperial Hermitage Museum: The History of the Collection 1816–69 with Addenda et Corrigenda to Ludolf Stephani, Die Vasen-Sammlung der Kaiserlichen Eremitage (1869) // Beazley Archive, University of Oxford Studies in the History of Collections 4. – Oxford: Archaeopress, 2013. – 317 p.
  • Burn. L. Hellenistic Art. From Alexander the Great to Augustus. – London; Los Angeles, 2004. – 190 p.
  • Charbonneaux J., Martin R., Villard F. Hellenistic Art. – London: Thames and Hudson, 1973. – 430 p.
  • Gombrich E. H. Art and Illusion. A Study of the Psychology of Pictorial Representation. – London: Phaidon Press, 1977. – 387 p.
  • Greeks on the Black Sea. Ancient Art from the Hermitage / A. Trofimova (ed.) – Los Angeles: J. Paul Getty Museum, 2007. – 384 p.
  • Haskell F., Penny N. Taste and the Antique: The Lure of Classical Sculpture.1500–1900. – New Haven, Conn.: Yale University Press, 1981. – 376 p.
  • Havelock C. M. Hellenistic Art: The Art of the Classical World from the Death of Alexander the Great to the Battle of Actium. – New York: W. W. Norton & Company, 1981. – 283 p.
  • History of Restoration of Ancient Stone Sculpture. Paper of the Symposium / J. Grossman, J. Podany, M. Treu (eds.). – Los Angeles: Getty publication, 2003. – 286 p.
  • The Immortal Alexander the Great. The Myth. The Reality. His Journey. His Legacy. Catalogue of the exhibition / A. Trofimova (ed.) – Amsterdam: Stichting Winkel de Nieuwe Kerk, 2010. – 302 p.
  • Alexander the Great. 2000 years of treasures. Catalogue of the exhibition / A. Trofimova (ed.) – Sydney: Australian Museum, 2012. – 297 p.
  • Kaschnitz von Weinberg. G. Die mittelmeerischen Grundlagen der antiken Kunst. – Frankfurt am Main: V. Klostermann, 1944. – 84 S.
  • Kaschnitz von Weinberg G. Römische Kunst. Heintze H. von (hrsg.). 4 Bände. – Hamburg: Rowohlt, 1961–1963. – 142; 144; 135; 123 pp.
  • Krahmer G. Stilphasen der hellenistischen Plastik. – Berlin: Deutsches Archäologisches Institut, 1924. – 47 p.
  • Kunina N. Ancient Glass in the Hermitage Collection. – Saint Petersburg: Ars Publishers Ltd., 1997. – 339 p.
  • Marshak B. Legends, Tales and Fables in the Art of Sogdiana. – New York: Bibliotheca Persica, 2002. – 187 p.
  • Neverov O. The Lyde Brown collection and the History of Ancient sculpture in the Hermitage museum // American Journal of Archaeology. – Vol. 88. – № 1 (Jan., 1984). – P. 33–42.
  • Panofsky E. Renaissance and Renascences in Western Art. – New York: Harper and Row, 1972. – 242 p.
  • Panofsky E. Meaning in the Visaul Arts. – Chicago: University of Chicago Press, 1983. – 384 p.
  • Petrakova A., Shuvalova O. Attic vases from the Campana collection in the State Hermitage museum: old restorations and present attitude regarding their exhibiting, study and conservation // Proceedings of the conference: L’Europe du vase antique: collectionneurs, savants, restaurateurs aux XVIIIe et XIXe siècles. – Paris, 2013. – P. 253–270.
  • Pollitt J. J. Art in the Hellenistic Age. – Cambridge — London — New York: Cambridge University Press, 1986. – 329 p.
  • Ridgway B. S. Hellenistic Sculpture. Vol. I. The Styles of ca. 331–200 B.C. – Bristol: Bristol Classical Press, 1990. – 405 p.
  • Ridgway B. S. Hellenistic Sculpture. Vol. II. The Styles of ca. 200–100 B.C. – Madison, Wis.: The University of Wisconsin Press, 2000. – 456 p.
  • Ridgway B. S. Hellenistic Sculpture. Vol. III. The Styles of ca. 100–31 B.C. – Madison, Wis.: The University of Wisconsin Press, 2002. – 456 p.
  • Rostowzew M. I. Skythien und der Bosporus: Kritische über der schriftlichen und archäologischen quellen. – Berlin: H. Schoetz & Co., Gmbh., 1931. – 651 S.
  • Trofimova A. «Imitatio Alexandri» in the Hellenistic Art. – Romе, L’ERMA di Bretschneider, 2012. — 190 p.
  • Sсhlumberger D. L’Orient hellenisé. – Paris: A. Michel, 1970. – 247 p.
  • Sedlmayer H. Kunst und Wahrheit:  zur Theorie und Methode der Kunstgeschichte. – Hamburg: Rowohlt, 1958. – 210 p.
  • Smith R. R. R. Hellenistic Royal Portraits. – Oxford: Clarendon Press, 1988. – 216 p.
  • Smith R. R. R. Hellenistic Sculpture. – New York: Thames and Hudson, 1991. – 287 p.
  • Solovyov S. L. Ancient Berezan: The Architecture, History and Culture of the First Greek Colony in the Northern Black Sea // Colloquia Pontica. – Vol. 4. – Leiden — Boston — Cologne: Brill Academic Publ., 1999. – 148 p.
  • Stewart A. Greek Sculpture: An Exploration. Vol. I–II. – New Haven — London: Yale University Press, 1990. – Vol. I. – 380 p., Vol. II – 800 p.
  • Stewart A. Art in the Hellenistic World. – Cambridge: Cambridge University Press, 2014. –371 p.
  • Trésors antiques: Bijoux de la collection Campana / F. Gaultier, C. Metzger. – Paris: 5. Continents éditions, 2005. – 191 p.
  • Waldhauer O. Ancient marbles in the Moscow Historical Museum // The Journal of Hellenic Studies. – 1924. – 44. – Part 1. – P. 45–54.
  • Webster T. B. L. Hellenistic Poetry and Art. – London: Barnes & Noble, 1964. – 321 p.
  • Wölfflin H. Kunstgeschichtliche Grundbegriffe: Das Problem der Stilentwickelung in der neueren Kunst. – München, F. Bruckmann a.-g., 1915. – 255 p.
  • Zhizhina N. (Jijina N. C.) Wooden Sarcophagi with Plaster-Cast Appliqués from Nymphaeum // Northern Pontic Antiquities in the State Hermitage museum / J. Boardman, Sergei L. Solovyov, Gocha R. Tsetskhladze. Colloquia pontica. Vol. 7. – Leiden — Boston — Köln, 2001. – P. 249–264.