Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-88
Title Традиция классики в скульптуре Ленинграда-Петербурга. Коллекция скульптуры Русского музея
Author email lslavova@yandex.ru
About author Славова Любовь Александровна — старший научный сотрудник. Государственный Русский музей, Инженерная ул., 4, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186
In the section Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности DOI10.18688/aa155-8-88
Year 2015 Volume 5 Pages 793800
Type of article RAR Index UDK 7.027.1, 7.036.(47+57)1 Index BBK 85.13
Abstract

В статье впервые прослеживается развитие классических принципов в русской скульптуре от А. Т. Матвеева к его ученикам, заканчивавшим свою творческую активность в 1990-е гг. Уникальное художественное явление в истории скульптуры советского периода — «матвеевская школа пластики», ставшая хранителем классических традиций, — явилось результатом педагогической деятельности русского скульптора А. Т. Матвеева, творчество которого наиболее органично связано с принципами классического ваяния. Классичность как стилистическая категория скульптуры Матвеева отмечалась его современниками. Особенность художников первых выпусков мастерской Матвеева 1920–1930-х гг. была определена одним из критиков как «классицизирующий стиль ваяния» в советской скульптуре. В изображениях молодых героев советской действительности, одетых в современную одежду, неизменно «просвечивал» идеал классики, сохранялась высокая планка искусства. Однако политика идеологического давления, «классового подхода» даже в области изучения и наследования пластических традиций ограничивала и останавливала естественный творческий процесс. В дальнейшем, вплоть до 1960-х гг. матвеевская творческая система находилась в вынужденном противостоянии официальной культуре, подвергалась необоснованной критике. Произведения обвинялись в «формализме», несоответствии «нормативам» советской скульптуры. В 1960–1990-е гг. «матвеевская школа» переживала настоящий расцвет. Появилась целая плеяда скульпторов, каждый из которых отличался своеобразием, но при этом все сохраняли унаследованный от Матвеева способ пластического видения и творческого переосмысления классического наследия. Именно это позволило художникам круга Матвеева быть новаторами в поисках современной скульптурной формы. В Русском музее сосредоточена коллекция станковой скульптуры нескольких поколений художников-«матвеевцев», экспонировавшаяся на выставке «Александр Матвеев и его школа» в 2005 г.

Keywords
Reference Славова Л. А. Традиция классики в скульптуре Ленинграда-Петербурга. Коллекция скульптуры Русского музея // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 793–800. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-88
Publication Article language russian
Bibliography
  • Басcехес А. И. Творчество А. Т. Матвеева и проблемы скульптуры // Искусство. – 1940. – № 3. – C. 64.
  • Бассехес А. И. Александр Терентьевич Матвеев. – М.: Советский художник, 1960. – 68 с.
  • Евсеева Е. В. А. Т. Матвеев и собрание его работ в Русском музее // Александр Матвеев и его школа. – СПб.: Palacе Editions, 2005. – С. 9–15.
  • Исаков С. Ленинградская скульптура // Искусство. – 1940. – № 5. – С. 13.
  • Левинсон А. А. Т. Матвеев // Аполлон. – 1913. – № 8. – С. 6.
  • Мальцев Н. В. А. Т. Матвеев и его школа // Александр Матвеев и его школа. – СПб.: Palacе Editions, 2005. – С. 5–8.
  • Мантурова Т. Б. Школа А. Т. Матвеева в собрании Русского музея // Александр Матвеев и его школа. – СПб.: Palacе Editions, 2005. – С. 16–23.
  • Мурина Е. Александр Терентьевич Матвеев. – М.: Искусство, 1964. – 105 с.
  • Мурина Е. Б. Александр Матвеев. – М.: Советский художник, 1979. – 383 с.
  • Пунин Н. Государственная выставка // Жизнь искусства. – 1923. – № 27. – С. 18.
  • Славова Л. А. Матвеевская школа пластики и традиции классики //Александр Матвеев и его школа. – СПб.: Palacе Editions, 2005. – С. 24–30.
  • Терновец Б. Н. Избранные статьи. – М.: Советский художник, 1963. – 364 с.
  • Хвойник И. Е. Молодые кадры советской скульптуры // Искусство. – 1933. – № 4. – С. 170.