Title | Традиция классики в скульптуре Ленинграда-Петербурга. Коллекция скульптуры Русского музея | ||||||||
Author | Славова Л. А. | lslavova@yandex.ru | |||||||
About author | Славова Любовь Александровна — старший научный сотрудник. Государственный Русский музей, Инженерная ул., 4, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191186 | ||||||||
In the section | Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности | DOI | 10.18688/aa155-8-88 | ||||||
Year | 2015 | Volume | 5 | Pages | 793–800 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 7.027.1, 7.036.(47+57)1 | Index BBK | 85.13 | ||||
Abstract |
В статье впервые прослеживается развитие классических принципов в русской скульптуре от А. Т. Матвеева к его ученикам, заканчивавшим свою творческую активность в 1990-е гг. Уникальное художественное явление в истории скульптуры советского периода — «матвеевская школа пластики», ставшая хранителем классических традиций, — явилось результатом педагогической деятельности русского скульптора А. Т. Матвеева, творчество которого наиболее органично связано с принципами классического ваяния. Классичность как стилистическая категория скульптуры Матвеева отмечалась его современниками. Особенность художников первых выпусков мастерской Матвеева 1920–1930-х гг. была определена одним из критиков как «классицизирующий стиль ваяния» в советской скульптуре. В изображениях молодых героев советской действительности, одетых в современную одежду, неизменно «просвечивал» идеал классики, сохранялась высокая планка искусства. Однако политика идеологического давления, «классового подхода» даже в области изучения и наследования пластических традиций ограничивала и останавливала естественный творческий процесс. В дальнейшем, вплоть до 1960-х гг. матвеевская творческая система находилась в вынужденном противостоянии официальной культуре, подвергалась необоснованной критике. Произведения обвинялись в «формализме», несоответствии «нормативам» советской скульптуры. В 1960–1990-е гг. «матвеевская школа» переживала настоящий расцвет. Появилась целая плеяда скульпторов, каждый из которых отличался своеобразием, но при этом все сохраняли унаследованный от Матвеева способ пластического видения и творческого переосмысления классического наследия. Именно это позволило художникам круга Матвеева быть новаторами в поисках современной скульптурной формы. В Русском музее сосредоточена коллекция станковой скульптуры нескольких поколений художников-«матвеевцев», экспонировавшаяся на выставке «Александр Матвеев и его школа» в 2005 г. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Славова Л. А. Традиция классики в скульптуре Ленинграда-Петербурга. Коллекция скульптуры Русского музея // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 793–800. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-88 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|