Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-82
Title Античность, авангард, тоталитаризм: к метаморфологии современного искусства
Author email anatoliy.rikov.78@mail.ru
About author Рыков Анатолий Владимирович — доктор философских наук, кандидат искусствоведения, профессор. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034
In the section Искусство XX–XXI веков. Лики классической древности в лабиринте современности DOI10.18688/aa155-8-82
Year 2015 Volume 5 Pages 745752
Type of article RAR Index UDK 7.067 Index BBK 85.14
Abstract

Статья посвящена механизмам апроприации античного наследия в теории авангарда. В символической структуре современного искусства античность, классическое искусство становятся важнейшими понятиями, конструированием которых заняты крупнейшие теоретики новых направлений. Политические и философские коннотации подобной апроприации, а по сути, создания нового образа античности в искусстве и культуре авангарда исследуются в данной статье на примере творчества ведущего теоретика русского модернизма Николая Пунина. Выделяются расистские, националистические, авангардистские и социалистические компоненты работ Пунина, их связь с тоталитарной эстетикой. Особое внимание уделяется сравнению стратегий апроприации античного наследия в работах Пунина и Ницше. Впервые теория авангарда Пунина рассматривается сквозь призму его политико-философских работ, объединивших националистические и расистские мифологемы «консервативной революции» в Германии, итальянского и русского модернизма.

Keywords
Reference Рыков А. В. Античность, авангард, тоталитаризм: к метаморфологии современного искусства // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 5. Eds: Svetlana V. Maltseva, Ekaterina Yu. Stanyukovich-Denisova, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2015, pp. 745–752. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa155-8-82
Publication Article language russian
Bibliography
  • Карасик И. Н. Н. Н. Пунин и «новое искусство» // Искусство ХХ века / Под ред. Н. Н. Калитиной. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1996. – С. 57–68.
  • Мазаев А. И. Концепция «производственного искусства» 20-х годов. Историко-критический очерк. – М.: Наука, 1975. – 270 с.
  • Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. – СПб.: Художественная литература, 1993. – 672 с.
  • Петров В. Н. Н. Н. Пунин и его искусствоведческие работы // Пунин Н. Н. Русское и советское искусство. – М.: Советский художник, 1976. – C. 7–32.
  • Полетаев Е., Пунин Н. Против цивилизации. – Пг.: Госиздат, 1918. – 138 с.
  • Пунин Н. Н. Первый цикл лекций, читанных на краткосрочных курсах для учителей рисования. Современное искусство. – Пг: Госиздат, 1920. – 84 с.
  • Пунин Н. Н. Русское и советское искусство. – М.: Советский художник, 1976. – 263 с.
  • Рыков А. В. Искусство модернизма: основные принципы // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. – 2011. – Вып. 4. – С. 51–57.
  • Рыков А. В. Дискурс эстетизма/тоталитаризма (К социополитической теории авангарда) // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой. – Вып. 4. – СПб.: НП-Принт, 2014. – C. 381–391.
  • Сидорина E. Конструктивизм без берегов. Исследования и этюды о русском авангарде. – М.: Прогресс-Традиция, 2012. – 656 с.
  • Финкельштейн К. Императорская Николаевская Царскосельская гимназия. Ученики. – СПб.: Серебряный век, 2009. – 312 с.
  • Murray N. The Unsung Hero of the Russian Avant-Garde. The Life and Times of Nikolay Punin. – Leiden — Boston: Brill, 2012. – 354 p.
  • Stites R. Revolutionary Dreams: Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. – New York —Oxford: Oxford University Press, 1989. – 344 p.