Title Антон Эренцвейг и проблемы психологии абстрактного искусства
Author email mrazgulina@yandex.ru
About author Разгулина Мария Викторовна — сотрудник, Государственная Третьяковская галерея. Лаврушинский переулок, 10, Москва, Россия, 119017
In the section Западное искусство XX века и теория искусства
Year 2014 Volume 4 Pages 374380
Type of article RAR Index UDK 7.01:159.964.2 Index BBK 85.14
Abstract

За любым произведением искусства скрывается творческий процесс. Главной целью данного исследования было показать, каким образом психоанализ в качестве методологической основы может быть использован для объяснения этого процесса и самого феномена художественного творчества. Особенно интересным представляется в этой связи процесс создания произведения абстрактного искусства. Основой нашей статьи стала концепция теоретика искусства Антона Эренцвейга, утверждавшего, что абстрактное искусство рождается из глубинных сфер психики художника, поскольку отсутствие дифференциации свойственно именно бессознательному. Мысль о том, что к отсутствию дифференциации объектов может привести и наблюдение натуры, что отчасти объясняет рождение абстрактного искусства в ХХ в. предшествующей традицией развития пейзажной живописи в европейском искусстве, проиллюстрирована нами на примере творчества Пита Мондриана.

Keywords
Reference Разгулина М.В. Антон Эренцвейг и проблемы психологии абстрактного искусства // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 4. Eds: Svetlana V. Maltseva, Anna V. Zakharova. St. Petersburg, NP-Print Publ., 2014, pp. 374–380. ISSN 2312-2129.
Publication Article language russian
Bibliography
  • Фрейд З. Художник и фантазирование // Эстетика и теория искусства ХХ века. – М: Прогресс-Традиция, 2007. – С. 334–343.
  • Ehrenzweig A. The Psychoanalysis of Artistic Vision and Hearing. – New York: Geo. Braziller, 1953. – 272 р.
  • Ehrenzweig A. The Hidden Order of Art. – Berkeley; Los Angeles: University of California Press, 1967. – 306 р.
  • Gombrich E.H. Meditations on a Hobby Horse. – London: Phaidon, 1963. – 183 р.
  • Neumann E. Kunst und Schöpferisches Unbewusstes. – Zürich: Rascher Verlag, 1954. –166 р.
  • Stokes A. Form in Art // New Directions in Psychoanalysis. – London: Tavistock Publications, 1955. – Р. 406–422.