Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-4-33
Title «Signum Tau» на домах иудеев: прообразовательная роль сюжета в рейнско-маасском искусстве XII века
Author email yuliya.sycheva13@mail.ru
About author Сычева, Юлия Андреевна — аспирант, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; младший научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, Москва, Российская Федерация, 125009; yuliya.sycheva13@mail.ru; SPIN-код: 2070-6509; ORCID: 0000-0002-7835-4576
In the section Западноевропейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa2313-4-33
Year 2023 Volume 13 Pages 411422
Type of article RAR Index UDK 7.033.4(44), 7.033.4(430) Index BBK 85.12, 63.3(0) 4
Abstract

Одной из характерных черт иконографии памятников рейнско-маасского круга в XII в. является обращение к типологической логике в выборе и систематизации сюжетов, формирующих изобразительный цикл. Среди прообразовательных сюжетов, неоднократно встречающихся в сохранившихся циклах и в ряде разрозненных фрагментов, присутствует сцена нанесения метки кровью агнца на дома иудеев накануне Десятой казни (Исх 12:22). На основании анализа иконографических циклов сохранившихся или реконструируемых памятников рейнско-маасского региона в статье предпринимается попытка охарактеризовать композиционную и семантическую роль сюжета в изобразительном цикле. Рассматриваемый эпизод является одним из самых частых прообразов, однако по-разному представлен в разных группах памятников (часто используется в иконографии крестов и не встречается в известных на данных момент переносных алтарях). Связь с темой креста как спасительного знака сближает этот сюжет с другим ветхозаветным типом, сюжетом из пророчества Иезекииля о нанесении метки на лбы праведных, что отражается в иконографии этих сюжетов (на уровне атрибутов и надписей) и осмысливается в общем решении иконографической программы. Помимо памятников изобразительного искусства, в статье упомянуты текстовые источники XII в., в которых рассматриваемый сюжет интерпретируется в ряду других типологических сцен.

Keywords
Reference Сычева Ю.А. «Signum Tau» на домах иудеев: прообразовательная роль сюжета в рейнско-маасском искусстве XII века // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 13. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2023, pp. 411–422. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-4-33
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Адам Сен-Викторский / Пер. с лат. и комм. М. Р. Ненароковой // Arbor mundi. — 2010. — № 17. — С. 204–233.
  • 2. Маль Э. Религиозное искусство XIII века во Франции / Пер. с фр. А. Пожидаевой, Д. Харман. — М.: Институт Святого Фомы, 2009. — 548 с.
  • 3. Ненарокова М. Р. Секвенции Адама Сен-Викторского как часть образовательной программы викторинцев // Arbor mundi. — 2010. — № 17. — С. 179–203.
  • 4. Пожидаева А. В. От Ионического моря до Мааса: границы распространения традиции Генезиса лорда Коттона в западноевропейской иконографии Сотворения мира в VIII–XII веках // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 9 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — МГУ имени М. В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2019. — С. 493–503. DOI: 10.18688/aa199-4-43
  • 5. Сычева Ю. А. Два листа с ветхозаветными композициями в контексте проблемы образца и копирования в искусстве рейнско-маасского региона в XII в. // Вестник Московского университета. Серия 8: История. — 2023. — № 1. — C. 178–194.
  • 6. Adam of Saint-Victor Sequences / Ed. and trans. by J. Mousseau. — Leuven: Peeters, 2013. — 263 p.
  • 7. Balace S. Historiographie de l’art mosan (Thèse soutenue à l’université de Liège). — Liège, 2009. — 937 p.
  • 8. Beitz E. Deutz R. von. Seine Werke und die bildende Kunst. — Köln: In Kommission bei Creutzer & C°, 1930. — 157 S.
  • 9. Bulteau M.-J., l’abbé. Description de la cathédrale de Chartres: suivie d’une courte notice sur les églises de Saint-Pierre, de Saint-André, et de Saint-Aignan de la même ville. — Chartres: Garnier, 1850. — 348 p.
  • 10. Buschhausen H. Der Verduner Altar: Das Emailwerk des Nikolaus von Verdun im Stift Klosterneuburg. — Wein: Tusch, 1980. — 170 S.
  • 11. Buschhausen H. The Klosterneuburg Altar of Nicholas of Verdun: Art, Theology and Politics // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. — 1974. — Vol. 37. — P. 1–32.
  • 12. Buschhausen H. The Theological Sources of the Klosterneuburg Altarpiece // The Year 1200: A Symposium. — New York: Metropolitan Museum of Art, 1975. — P. 119–138.
  • 13. Chapman G. Jacob Blessing the Sons of Joseph: A Mosan Enamel in the Walters Art Gallery // The Journal of the Walters Art Gallery. — 1980. — Vol. 38. — P. 34–59.
  • 14. Daniélou J. Sacramentum futuri; études sur les origines de la typologie biblique. — Paris: Beauchesne, 1950. — xvi, 265 p.
  • 15. Deremble J.-P. Formes typologiques en pays de Rhin et de Meuse à l’époque romane // Revue du Nord. — 1992. — No. 297–298. — P. 729–752.
  • 16. Descatoire Ch. Un ensemble d’émaux de la seconde moitié du XIIe siècle: les plaques de la cathédrale de Troyes, influences et spécificités // L’oeuvre de Meuse II: Orfèvrerie septentrionale XIIe et XIIIe siècles / Ed. par Ph. George. — Namur: Institut du Patrimoine Wallon, 2018. — Р. 49–65.
  • 17. Deuschler F. Der Ingeborg Psalter. — Berlin: de Gruyter, 1985. — 218 S.
  • 18. Diehl U. Die Darstellung der Ehernen Schlange von ihren Anfängen bis zum Ende des Mittelalters: Inaugural-Dissertation. — München, 1956. — 200 S.
  • 19. Favreau R. Le vitrail de la Crucifixion de la cathédrale de Châlons-en-Champagne // Cahiers de civilisation médiévale. — 2013. — T. 56. — P. 113–136.
  • 20. Häring N. Notes on the “Liber Avium” of Hugues de Fouilloy // Recherches de théologie ancienne et médiévale. — 1979. — T. 46. — P. 53–83.
  • 21. Hugonis opera dogmatica continuatio. De bestiis et aliis rebus. Libri quatuor // Patrologia Latina / Ed. J.-P. Migne. — 1836. — T. 177. — Col. 9–164.
  • 22. James M. R. Pictor in Carmine // Archaeologia. — 1951. — T. 94. — P. 141–166.
  • 23. Kötzsche D. Zum Stand der Forschung der Goldschmiedekunst des 12. Jahrhunderts im Rhein-Maas-Gebiet // Rhein und Maas. Kunst und Kultur 800–1400. Pt. 2. — Köln: Schnütgen-Museum, 1972–1973. — S. 191–236.
  • 24. Kötzsche D. Signa Tav: Grubenschmelzplatte eines typologischen Kreuzes. — Berlin: Kulturstiftung der Länder, 2000. — 115 S.
  • 25. Macarenko A. L’Évangéliaire d’Averbode. — Herent: Peeters, 2020. — 60 p.
  • 26. Morgan N. J. The Iconography of Twelfth Century Mosan Enamels // Rhein und Maas. Kunst und Kultur 800–1400. Pt. 2. — Köln: Schnütgen-Museum, 1972–1973. — S. 263–279.
  • 27. Philippe J. Lecture iconographique de deux chefs-d’œuvre de la sculpture mosane du XIIe siècle: la Vierge de dom Rupert et le “Mystère d’Apollon”, sortis d’ateliers liégeois // Bulletin de la Société Nationale des Antiquaires de France. — 1988. — P. 120–123.
  • 28. Pressouyre L. La “Mactatio Agni” au portail des cathédrales gothiques et l’exégèse contemporaine // Bulletin Monumental. — 1974. — No. 132–1. — P. 49–65.
  • 29. Rudolph C. Inventing the Exegetical Stained-Glass Window: Suger, Hugh, and a New Elite Art // Art Bulletin. — 2011. — Vol. 93. — P. 399–422.
  • 30. Verdier Ph. A Mosan Plaque with Ezechiel’s Vision of the Sign Thau (Tau) // The Journal of the Walters Art Gallery. — 1966–1967. — Vol. 29–30. — P. 16–47.
  • 31. Verdier Ph. La grande croix de l’abbé Suger à Saint-Denis // Cahiers de Civilisation Médiévale. — 1970. — P. 1–31.