Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-4-31
Title Новое понимание личности скульптора в раннесредневековой Италии и Северной Европе
Author email Maria.gordusenko@gmail.com
About author Гордусенко, Мария Ивановна — Ph. D. Университет Эдинбурга, Old College, South Bridge. EH8 9YL Эдинбург, Великобритания; арт-директор. RakovGallery, ул. Горького, д. 4Д, Екатеринбург, Российская Федерация, 620014; rakovgallery@gmail.com; Maria.gordusenko@gmail.com; ORCID: 0009-0001-8608-0632
In the section Западноевропейское искусство Средних веков DOI10.18688/aa2313-4-31
Year 2023 Volume 13 Pages 390399
Type of article RAR Index UDK 73.03 Index BBK 85.13
Abstract

Исследование посвящено феномену идентичности и саморепрезентации средневековых скульпторов и бросает вызов давним стереотипам об анонимности средневекового художника. Основой для анализа служит ряд произведений, выполненных скульпторами, мастерами, работавшими с бронзой и драгоценными металлами на территориях современной Италии и Германии. Этой теме не уделялось достаточного внимания в искусствоведении. Большинство автопортретов, обсуждаемых в этом исследовании, можно идентифицировать либо по надписям, «подписям», либо на основе документальных свидетельств и архивных данных. Отдельные примеры саморепрезентации мастеров трактуются как формы выражения набожности и молитвенных обращений к богу, а также желания заявить о себе и своем авторстве.

Анализируя ряд произведений с подписями и изображениями скульпторов, данное исследование предлагает альтернативный взгляд на жизнь и творчество раннесредневековых мастеров и преодолевает стереотипы об анонимности художников в Средние века. Саморепрезентации скульпторов, являющиеся предметом данного исследования, интегрированы в произведения искусства, созданные для использования в христианской практике богослужения и рассматриваются как неотъемлемая часть этих произведений искусства или интерьеров соборов, и акцент делается на визуальном анализе и материальности рассматриваемых объектов.

Произведения с автопортретами скульпторов, созданные на территории Италии и Германии в раннесредневековый период, необходимо рассматривать в контексте подобных примеров саморепрезентации, созданных в других регионах Европы. Общие идейные, иконографические и религиозно-философские аспекты в саморепрезентации скульпторов зачастую были связаны с тем, что они много путешествовали как по работе, особенно в XI и XII вв., когда процесс строительства новых церквей шел особенно активно по всей Европе.

Keywords
Reference Гордусенко М. И. Новое понимание личности скульптора в раннесредневековой Италии и Северной Европе // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 13. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2023, pp. 390–399. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-4-31
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Altinger A. Die zwei ältesten Nekrologien von Kremsmünster. Vienna, Gerold Publ., 1897. 680 p. (in German).
  • 2. Benedict, Saint Abbot of Monte Cassino. The Rule of Saint Benedict. London, Burns Oates Publ., 1952. 543 p.
  • 3. Baumann-Engels M.; Benker S. Freising: 1250 Jahre geistliche Stadt. Munich, E. Wewel Publ., 1989. 439 p. (in German).
  • 4. Burckhardt J. Die Kultur der Renaissance in Italien. Leipzig, Seemann Publ., 1928. 289 p. (in German).
  • 5. Cannon J. Sources for the Study of the Role of Art and Architecture within the Economy of the Mendicant Convents of Central Italy: A Preliminary Survey. Economia dei conventi dei frati minori e predicatori fino alla metà del Trecento, 2003, vol. 31, pp. 215–262.
  • 6. Camille M. Image on the Edge: The Margins of Medieval Art. Cambridge, Harvard University Press Publ., 1992. 358 p.
  • 7. Calabrese O. Artists’ Self-Portraits. London, Abbeville Press Publ., 2006. 821 p.
  • 8. Claussen P. Früher Künstlerstolz: Mittelalterliche Signaturen als Quelle der Kunstsoziologie. Giessen, Anabas Publ., 1981. 456 p. (in German).
  • 9. Constable G. Beards in History: Symbols, Modes, Perceptions. Odysseus, 1994, pp. 165–181.
  • 10. Dale T. Romanesque Sculpted Portraits: Convention, Vision, and Real Presence. Gesta, 2007, vol. 46, pp. 101–119.
  • 11. De Rossi G. Ferentillo (nell’antico ducato di Spoleto). Abbazia di S. Pietro e suoi monumenti sacri e profane. Bullettino di archeologia cristiana, 1875, vol. 2–6, pp. 155–162 (in Italian).
  • 12. Dietl A. In arte peritus. Zur Topik Mittelalterlicher Künstlerinschriften in Italien bis zur Zeit Giovanni Pisanos. Römische Historische Mitteilungen, 1987, vol. 29, pp. 71–92 (in German).
  • 13. Dietl A. Die Sprache der Signatur: die mittelalterlichen Künstlerinschriften Italiens. Berlin, Deutscher Kunstverlag Publ., 2009. 986 p. (in German).
  • 14. Dohme R. Kunst und Künstler des Mittelalters und der Neuzeit. Biographien und Charakteristiken. Leipzig, E. A. Seemann Publ., 1877. 879 p. (in German).
  • 15. Fabbi A. Antichità umbre. Assisi, Pontificio seminario regionale Publ., 1971. 68 p. (in Italian).
  • 16. Garipzanov I. Graphic Signs of Identity, Faith, and Power in Late Antiquity and the Early Middle Ages. Turnhout, Brepols Publ., 2017. 325 p.
  • 17. Fischer J. Der Freisinger Dom: Beiträge zu seiner Geschichte. Festschrift zum 1200 jährigen Jubiläum der Translation des hl. Korbinian. Freising, Historischer Verein Freising Publ., 1967. 585 p. (in German).
  • 18. Gimpel J. The Cathedral Builders. Wiltshire, Michael Russel Publishing Ltd, 1983. 198 p.
  • 19. Hélyot P. Dictionnaire des ordres religieux ou, Histoire des ordres monastiques, religieux et militaires, et des congrégations séculières. Paris, Chez l’éditeur Publ., 1863. 838 p. (in French).
  • 20. Herzig E. Die langobardischen Fragmente in der Abtei S. Pietro in Ferentillo (Umbrien). Rome, Forzani Publ., 1906. 624 p. (in German).
  • 21. Jacobus L. Propria Figura: The Advent of Facsimile Portraiture in Italian Art. The Art Bulletin, 2017, vol. 99, pp. 71–82.
  • 22. Legner A. Der Artifex: Künstler im Mittelalter und ihre Selbstdarstellung: eine illustrierte Anthologie. Cologne, Greven Publ., 2009. 982 p. (in German).
  • 23. Le Goff J. The Medieval World. London, Parkgate Books Publ., 1997. 451 p.
  • 24. Kenaan-Kedar N. Marginal Sculpture in Medieval France: Towards the Deciphering of an Enigmatic Pictorial Language. Brookfield, Scolar Press Publ., 1995. 356 p.
  • 25. Nugent C. Churches and Churchmen in Medieval Europe. London, Hambledon Press Publ., 1999. 387 p.
  • 26. McKitterick R. The Uses of Literacy in Early Medieval Europe. Cambridge, Cambridge University Press Publ., 2009. 356 p.
  • 27. Morfin-Gourvier N. Costume of the Religious. New York, Macmillan Publ., 1991. 785 p.
  • 28. Otte H. Handbuch der kirchlichen Kunst-archäologie des deutschen Mittelalters. Leipzig, T.O. Weigel Publ., 1868. 738 p. (in German).
  • 29. Perkinson S. The Likeness of the King: A Prehistory of Portraiture in Late Medieval France. Chicago, The University of Chicago Press Publ., 2009. 192 p.
  • 30. Perkinson S. Sculpting Identity. New Haven, Yale University Press Publ., 2006. 356 p.
  • 31. Polleross F. Das sakrale Identifikationsporträt: ein höfischer Bildtypus vom 13. bis zum 20. Jahrhundert. Worms, Wernersche Verlagsgesellschaft Publ., 1988. 620 p. (in German).
  • 32. Raspi Serra J. La diocesi di Spoleto. Spoleto, Presso la sede del Centro di studi Publ., 1961. 159 p. (in Italian).
  • 33. Scholten F. Johan Gregor van der Schardt and the Moment of Self-Portraiture in Sculpture. Simiolus: Netherlands Quarterly for the History of Art, 2007–2008, vol. 4, pp. 195–220.
  • 34. Seufert I. Die Inschriften der Stadt Freising. Wiesbaden, Reichert Publ., 2010. 315 p. (in German).
  • 35. Steub L. Die oberdeutschen Familiennamen. Munich, R. Oldenbourg Publ., 1870. 182 p. (in German).
  • 36. Sighart J. Geschichte der bildenden künste im königreich Bayern von den anfängen bis zur gegenwart. Munich, J. G. Cotta Publ., 1862. 263 p. (in German).
  • 37. Von Bezold G. Die Kunstdenkmale des Königreiches Bayern. Munich, Jos. Albert Publ., 1892. 482 p. (in German).
  • 38. Wolter M. The Principles of Monasticism. St. Louis, Herder Publ., 1962. 583 p.
  • 39. Woodall J. Portraiture: Facing the Subject. Manchester, Manchester University Press Publ., 1997. 413 p.
  • 40. Yonge C. History of Christian Names. London, Macmillian Publ., 1884. 485 p.