Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-10-63
Title Фрески церкви Святого Димитрия в квартале Елеусы в Кастории как пример формирования локальных архаизирующих тенденций
Author email a.likhenko@gmail.com
About author Лихенко, Анастасия Вячеславовна — научный сотрудник. Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), пр. Вернадского, д. 31, Москва, Российская Федерация, 119331; хранитель. Государственная Третьяковская галерея, 119017, Москва, Лаврушинский пер., д. 10; a.likhenko@gmail.com; SPIN-код: 5293-9021; ORCID: 0000-0002-1927-4330
In the section Балканские исследования DOI10.18688/aa2313-10-63
Year 2023 Volume 13 Pages 806818
Type of article RAR Index UDK 7.033.2 Index BBK 85.103(3)
Abstract

Церковь Святого Димитрия в квартале Елеусы в Кастории — небольшой однонефный храм XIII в., переживший масштабную реконструкцию в XVII столетии. Этот памятник знаменит прежде всего фресками 1609 г., однако в его восточной части, а именно в небольшой апсиде и на восточной стене, сохранились росписи первой фазы декорации церкви, датируемые И. Сисиу 1230-ми годами. В апсиде представлен поясной образ Богоматери с Младенцем и служба святителей, в небольшой нише левее апсиды сохранился образ св. Стефана. На восточной стене изображена сцена Благовещения, традиционно разделенная на две части апсидой, а в верхнем регистре — частично утраченная сцена Вознесения. Как справедливо отмечал Сисиу, такой выбор сцен вполне традиционен для храмов Кастории и близлежащих земель второй половины XII в. Такая же программа росписей восточной части встречается в касторийской церкви Святых Бессребреников, а также в храме Св. Георгия в Курбиново. Однако такие переклички росписей церкви Св. Димитрия с программами важнейших памятников региона предшествующей комниновской эпохи — не единственная консервативная черта этого ансамбля. Стилистические особенности этих фресок, в которых четко выделяются две художественные манеры, позволяют говорить о церкви Св. Димитрия как об одном из промежуточных звеньев между местным позднекомниновским искусством и формирующимся стилем XIII в., наиболее ярко представленным в церкви Вознесения в Милешево, базилике Ахиропиитос в Салониках, церкви Петра и Павла в Тырново. Они сохраняют характерное для конца XII в. тяготение к графичности, некоторой манерности поз и пропорций (как, например, в образе Богоматери в сцене Благовещения), избыточности драпировок, написанных с явным подражанием курбиновским мастерам. При этом одновременно художники используют приемы объёмной моделировки ликов, характерные для ансамблей 1220‒30-х гг., невозможные в XII в. Это органичное сосуществование консерватизма, обращения к локальной традиции и появления новых тенденций представляется очень симптоматичным для своего времени.

Исследование выполнено за счёт гранта Российского научного фонда, проект № 20-18-00294, в филиале ЦНИИП Минстроя России «Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства».

Keywords
Reference Лихенко А. В. Фрески церкви Святого Димитрия в квартале Елеусы в Кастории как пример формирования локальных архаизирующих тенденций // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 13. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2023, pp. 806–818. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-10-63
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Джурич В. Византийские фрески. Средневековая Сербия, Далмация, Македония. — М.: Индрик, 2000. — 592 с.
  • 2. Дятлова Е. С. Монументальная живопись Прилепа (Северная Македония): взгляд на провинциальное византийское искусство второй половины XIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2021. — С. 453‒467. DOI: 10.18688/aa2111-04-35
  • 3. Захарова А. В., Дятлова Е. С. О строителях и художниках, работавших в македонском Прилепе в конце XIII века // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — 2020. — № 2. — С. 46–72. DOI: 10.21638/spbu19.2020.204
  • 4. Квливидзе Н. В. Великая Панагия // Православная энциклопедия. — Т. 7. — М.: Православная энциклопедия, 2004. —С. 415‒416.
  • 5. Квливидзе Н. В. Знамение // Православная энциклопедия. — Т. 20. — М.: Православная энциклопедия, 2009. — С. 271‒277.
  • 6. Костовска П. Свети Никола Манастир. Средновековно сликарство. — Скопjе: Каламус, 2020. — 443 с.
  • 7. Лазарев В. Н. Искусство Древней Руси. Мозаики и фрески. — М.: Искусство, 2000. — 302 с.
  • 8. Лихенко А. В. Фрески церкви Святого Георгия в Оморфокклисии (Кастория) 1295–1317 годов и их художественный контекст // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 10 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — МГУ имени М. В. Ломоносова; СПб.: НП-Принт, 2020. — С. 787–798. DOI: 10.18688/aa200-7-73
  • 9. Лихенко А. В. Фрески церкви Ахиропиитос в Фессалониках: консерватизм и новации в византийском искусстве первой половины XIII века // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — М.: МГУ имени М.В. Ломоносова / СПб.: НП-Принт, 2021. — С. 437‒452. DOI: 10.18688/aa2111-04-34
  • 10. Мавродинова Л. Стенната живопис в България до края на XIV век. — София: Проф. Марин Дринов, 1995. — 100 с.
  • 11. Овчарова О. В. Фрески Нерези (1164) и византийская живопись XII века. — М.: Индрик, 2020. — 456 с.
  • 12. Пивоварова Н. В. Фрески церкви Спаса на Нередице в Новгороде: Иконографическая программа росписи. — СПб.: АРС, Дмитрий Буланин, 2002. — 256 с.
  • 13. Dimitrova Е. Seven Streams, The Stylistic Tendencies of Macedonian Fresco Painting in the 13th Century // Niš and Byzantium. — 2008. — Т. 6. — P. 193–208.
  • 14. Dimitrova E. The Church of Saint George in Kurbinovo. — Skopje: Cultural Heritage Protection Office Ministry of Culture of the Republic of Macedonia, 2016. — 31 p.
  • 15. Hadermann-Misguich L. Kurbinovo. Les fresques de Saint-Georges et la peinture byzantine du XIIe siècle. — Bruxelles: Éditions de Byzantion, 1975. — 606 p.
  • 16. Hadermann-Misguich L. Le Temps des Anges. Peinture byzantine du XIIe siècle. — Bruxelles: Timperman Publ., 2005. — 270 p.
  • 17. Kalopissi-Verti S. Aspects of Byzantine Art after the Recapture of Constantinople (1261 – c. 1300): Reflection of Imperial Policy, Reactions, Confrontations with the Latins // Orient et Occident Méditerranéens au XIIIe siécle. Les programmes picturaux. — Paris: Paris: Édition A. et J. Picard, 2012. — P. 41–65.
  • 18. Malmquist T. Byzantine 12th century frescoes in Kastoria. Agioi Anargyroi and Agios Nikolaos tou Kasnitzi. — Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 1979. — 199 p.
  • 19. Miljković-Pepek P. Un courant stilistique dans la peinture du XIIIe siècle en Macédoine // Patrimoine culturel. — 1971. — No. IV. — P. 21–30.
  • 20. Pelekanidis S., Chadzidakis M. Kastoria. — Athens: Melissa, 1985. — 119 p.
  • 21. Siomkos N. L’église Saint-Étienne a Kastoria. Etude des differentes phases du décor peint (Xe‒XIVe siècles). — Thessaloniki: The Byzantine Research Centre, 2005. — 350 p.
  • 22. Sisiu I. The Painting of the 13th century in the Temple of Saint Dimitrios of Kastoria // Niš and Byzantium. — 2006. — Т. IV. — P. 265–280.
  • 23. Γκολομπίας Γ. Ανέκδοτες επιγραφές και συσχετισμοί τοιχογραφικών συνόλων Καστοριάς // Ιστορικογεωγραφικά. — 2. — Γιάννενα; Θεσσαλονίκη, 1988. — Σ. 34‒36.
  • 24. Δρακοπούλου Ε. Η πόλη της Καστοριάς τη βυζαντινή και μεταβυζαντινή εποχή. — Αθήνα: ΧΑΕ, 1997. — Σ. 252.
  • 25. Παϊσίδου Μ. Οι τοιχογραφίες του 17ου αιώνα στους ναούς της Καστοριάς. — Αθήνα: Ταμείο αρχαιολογικών πόρων και απαλλοτριώσεων, 2002. — 464 σ.