Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-8-57
Title Влияние лингвистики на раннее творчество Питера Айзенмана: концепция «картонной архитектуры»
Author email patriciasemenuk@gmail.com
About author Семенюк, Патриция Петровна — аспирант. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова, Ленинские горы, 1, Москва, Российская Федерация, 119991; patriciasemenuk@gmail.com; ORCID: 0000-0002-5376-8684
In the section Теория искусства DOI10.18688/aa2313-8-57
Year 2023 Volume 13 Pages 714722
Type of article RAR Index UDK 72.01 Index BBK 85.11
Abstract

Кризис, который переживала модернистская парадигма в архитектуре во второй половине XX в., породил множество концепций, предлагающих выход из «бесплодия» архитектурной дисциплины. Одной из них стала концептуальная архитектура Питера Айзенмана, возникшая в русле «лингвистического поворота» в архитектурной теории. Специфика осмысления Айзенманом проблемы взаимодействия формы и значения описывается Марио Гандельсонасом как «результат сдвига в преобладающей характеристике архитектуры от семантического к синтаксическому». Картонная архитектура, материальное воплощение на практике идеи концептуальной архитектуры, получает своё методологическое обоснование в ряде ранних проектов Айзенмана — первым из них стал Дом I, или Павильон Баренхольца. Определяя «картонную архитектуру» через «понимание формы как системы обозначений», Айзенман заимствует понятие «глубинной структуры» из трансформационной грамматики Ноама Хомского. Глубинную структуру Айзенман называет «рядом абстрактных формальных закономерностей», который стоит за внешней, фактической структурой сооружения и постигается интеллигибельно. Уже в следующем проекте, Доме II, Айзенман выводит понятие двойной глубинной структуры, подразумевающей возможность двойного прочтения на синтаксическом уровне. Однако, несмотря на внимание к мало артикулированному до тех пор синтаксическому измерению архитектуры и стремление к построению междисциплинарного дискурса, «картонной архитектуре» Айзенмана так и не удалось сместить существующую архитектурную парадигму — концептуальная архитектура продолжала оперировать идеями и установками интернационального стиля.

Keywords
Reference Семенюк П. П. Влияние лингвистики на раннее творчество Питера Айзенмана: концепция «картонной архитектуры» // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 13. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2023, pp. 714–722. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2313-8-57
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Barthes R. Le Plaisir du Texte. — Paris: Éditions di Seuil, 1973. — 105 p.
  • 2. Broadbent G. A Plain Man’s Guide to the Theory of Signs in Architecture // Architectural Design. — 1977. — No. 7–8. — P. 474–482.
  • 3. Chomsky N. Syntactiс Structures. — The Hague: Mouton, 1957. — 117 p.
  • 4. Chomsky N. Aspects of the Theory of Syntax. — Cambridge: MIT Press, 1965. — 261 p.
  • 5. Chomsky N. Language and Mind. — New York: Harcourt Brace, 1968. — 88 p.
  • 6. Eisenman P. Notes on Conceptual Architecture: Towards a Definition // Design Quarterly. — 1970. — No. 78/79. — P. 1–5.
  • 7. Eisenman P. From Object to Relationship I. Terragni Casa Del Fascio // Casabella. — 1970. — No. 344. — P. 38–41.
  • 8. Eisenman P. Notes on Conceptual Architecture: Towards a Definition // Casabella. — 1971. — No. 359–360. — P. 49–57.
  • 9. Eisenman P. From Object to Relationship II: Giuseppe Terragni. Casa Giuliani Frigeria // Perspecta. — 1972. — No. 13/14. — P. 36–65.
  • 10. Eisenman P. Notes on Conceptual Architecture II: Dual Deep Structures // Environmental Design Research: Symposia and workshops / Ed. W. F. E. Preiser. — Stroudsbourg: Dowden, Hutchinson & Ross, 1973. — Vol. 2. — P. 319–323.
  • 11. Eisenman P. Cardboard Architecture // Casabella. — 1973. — No. 374. — P. 17–24.
  • 12. Eisenman P. Conceptual Architecture // Casabella. — 1974. — No. 386. — P. 25.
  • 13. Eisenman P. Cardboard Architecture. House I // Five Architects. Eisenman, Graves, Gwathmey, Hejduk, Meier / Ed. P. Eisenman. — New York: Oxford University Press, 1975. — P. 15–24.
  • 14. Eisenman P. Cardboard Architecture. House II // Five Architects. Eisenman, Graves, Gwathmey, Hejduk, Meier / Ed. P. Eisenman. — New York: Oxford University Press, 1975. — P. 25–37.
  • 15. Eisenman P. The End of the Classical: The End of the Beginning, the End of the End // Perspecta. — 1984. — Vol. 21. — P. 154–173.
  • 16. Gandelsonas M., Morton D. On Reading Architecture // Progressive Architecture. — 1972. — No. 3. — P. 68–86.
  • 17. Gandelsonas M. Linguistics in Architecture // Casabella. — 1973. — No. 374. — P. 17–31.
  • 18. Greenberg A. The Lurking American Legacy // Architectural Forum. — 1973. — No. 5. — P. 54–55.
  • 19. Krauss R. Death of a Hermeneutic Phantom: Materialisation of the Sign in the Work of Peter Eisenman // Architecture and Urbanism (A + U). — 1980. — No. 112. — P. 188–220.
  • 20. Rowe C. The Mathematics of the Ideal Villa: Palladio and Le Corbusier Compared // The Architectural Review. — 1947. — No. 101. — P. 101–104.
  • 21. Stern R. Five on Five. Stompin’ at the Savoye // Architectural Forum. — 1973. — No. 5. — P. 46–48.
  • 22. Tafuri M. L’Architecture dans le Boudoir: The Language of Criticism and the Criticism of Language // Oppositions. — 1974. — No. 3. — P. 37–62.
  • 23. Tafuri M. Five × Five = Twenty Five // Oppositions. — 1976. — No. 5. — P. 35–73.