Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-05-34
Title Между «вырождением» и «возрождением». Женские образы в живописи новой вещественности
Author email korolevaanastasia@rambler.ru
About author Королева, Анастасия Юрьевна — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник. НИИ теории и истории изобразительных искусств РАХ, Пречистенка, 21, Москва, Российская Федерация, 119034. korolevaanastasia@rambler.ru ORCID: 0000-0003-2036-2335
In the section Искусство XX века и современности DOI10.18688/aa2212-05-34
Year 2022 Volume 12 Pages 450459
Type of article RAR Index UDK 7.037.16 Index BBK 85.147
Abstract

Женские образы в искусстве принадлежат к вечным темам, свойственным всем эпохам и становятся, таким образом, «каналом» для общественной коммуникации, зеркалом сознания эпохи. Отсюда их актуальность. Поэтому женские образы в изобразительном искусстве — своего рода ключ к пониманию важных сторон сознания — художнического и общественного.

Искусство новой вещественности с его специфическим неореализмом художественного языка представляет собой в первую очередь социальный феномен, имеющий ярко выраженную критическую ориентацию, что в значительной степени отличает его от уже существовавших ранее авангардных течений, таких как фовизм, кубизм и даже предшествующий новой вещественности экспрессионизм с его культом субъективности и рефлексии. Заострение социальной проблематики особенно заметно в женской теме, которая сама по себе воспринималась эпохой как необычайно болезненная и актуальная.

Цель данного исследования — выявить особенности художественного метода и стоящие за ним особенности творческого сознания, важные для уяснения сути германского искусства 1920-х гг. Одной из задач, поставленных для её достижения, является классификация образов. Их спектр простирается от изображения словно ставших символом эпохи проституток, певиц варьете и прочих эмансипированных дамочек в творчестве таких мастеров как О. Дикс, Г. Гросс, Г. Шольц, Р. Рихтер, К. Хуббух до стилизованных портретов современниц К. Шада, К. Мензе, А. Канольда и идеальных образов Г. Шримпфа.

Новая вещественность знает не только уродство, преломленная в свете женского портрета, эпоха между двумя войнами демонстрирует зрителю не только «последствия войны» и затаённые страхи, но и надежду на лучшее будущее и вечные ценности человеческих отношений.

Keywords
Reference Королева А. Ю. Между «вырождением» и «возрождением». Женские образы в живописи новой вещественности // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 12. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2022, pp. 450–459. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-05-34
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Королева А. Ю. На перекрестке авангарда: Потсдамская площадь Э. Л. Кирхнера // Искусство Евразии. — 2020. — № 1 (16). DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.015
  • 2. Королева А. Ю. Густав Хартлауб и «Новая вещественность»: выставка, собирание коллекции, судьба // Искусство Евразии. — 2020. — № 4 (19). — С. 156–167. DOI: 10.46748/ARTEURAS.2020.04.013
  • 3. Ankum K. von. Women in the Metropolis: Genger and Modernity in Weimar-Culture. — Berkeley: University of California Press, 1997. — 264 p.
  • 4. Buderer H.-J. Neue Sachlichkeit. Bilder auf der Suche nach der Wirklichkeit Figerative Malerei der zwanyiger Jahre. — München; New York: Prestel Verlag, 1994. — 248 S.
  • 5. Glanz und Elend in der Weimarer Republik / Hrg. I. Pfeiffer.— Frankfurt: Hirmer Verlag GmbH, 2017. — 300 S.
  • 6. Hille K. Der Paragraf 218 und die „Sache der Frauen“. Anmerkungen zu einem immer noch actuellen Thema // Glanz und Elend in der Weimarer Republik / Hrg. I. Pfeiffer. — Frankfurt: Hirmer Verlag GmbH, 2017. — S. 182–195.
  • 7. Karcher E. Eros und Tod in Werk von Otto Dix: Studien zur Geschichte des Körpers in den zwanziger Jahren. — Münster: LIT Verlag, 1984. — 146 S.
  • 8. Кarcher E. Otto Dix. 1891–1969. „Entweder ich werde berühmt – oder berühtigt“. — Köln: Taschen, 2002. — 216 S.
  • 9. Kim J.-H. Frauenbilder von Otto Dix. Wirklichkeit und Selbstbekenntnis. —Münster: LIT Verlag, 1994. — 232 S.
  • 10. Lütgens A. „Deren Sorgen und Rotschilds Geld“ — Künstlerinnen und ihre Arbeit für Zeitschriften in der Weimarer Republik // Glanz und Elend in der Weimarer Republik / Hrg. I. Pfeiffer. — Frankfurt: Hirmer Verlag GmbH, 2017. — S. 232–253.
  • 11. Meskimmon M. Vision of the Neue Frau. Women and the Visual Arts in Weimar Germany. — Aldersholt: Scholar, 1995. — 187 S.
  • 12. Moeller S. Kultur der Spektakels. Vergnügung in der Weimarer Republik // Glanz und Elend in der Weimarer Republik / Hrg. I. Pfeiffer. — Frankfurt: Hirmer Verlag GmbH, 2017. — S. 118–151.
  • 13. Nentwig J. Actdarstellung in der Neuen Sachlichkeit. — Frankfurt am Main et al.: Peter Lang GmbH, 2011. —544 S.
  • 14. Otto Dix. Hommage a Martha. — Ostfildern: Hatje Cantz Verlag, 2005. —128 S.
  • 15. Otto Dix and the New Objectivity / Kunstmuseum Stuttgart und Akademie der Bildende Kunst Stuttgart. — Ostfildern: Hatje Cantz Verlag, 2012. —256 S.
  • 16. Peters O. The New Objectivity Aesthetic // Otto Dix and the New Objectivity / Kunstmuseum Stuttgart und Academie der Bildende Kunst Stuttgart. — Ostfildern: Hatje Cantz Verlag, 2012. — S. 26–35.
  • 17. Peters O. Verismus bei Otto Dix und George Grosz. Kunst und Politik in der Neuen Sachlichkeit // Glanz und Elend in der Weimarer Republik / Hrg. I. Pfeiffer. — Frankfurt: Hirmer Verlag GmbH, 2017. —S. 80–117.
  • 18. Pfeifer I. Glanz und Elend in der Weimarer Republik. Bilder vom Unbehagen einer 23Epoche // Glanz und Elend in der Weimarer Republik / Hrg. I. Pfeiffer. — Frankfurt: Hirmer Verlag GmbH, 2017. — S. 22–79.
  • 19. Presler G. Glanz und Elend der Zwanziger Jahre – die Malerei der Neuen Sachlichkeit. — Köln: DuMont Buchverlag, 1992. — 221 S.
  • 20. Price D. Glanz und Elend der neuen Frau in der Weimarer Republik // Glanz und Elend in der Weimarer Republik / Hrg. von I. Pfeiffer. — Frankfurt: Hirmer Verlag GmbH, 2017. — S. 152–181.
  • 21. Roos J. Weimar through the Lens of Gender. Prostitution Reform, Women’s Emancipation, and German Democracy, 1919–33. — Ann Arbor: University of Michigan Press, 2010. —314 S.
  • 22. Schmied W. Neue Sachlichkeit und Magischer Realismus in Deutschland 1918–1933. — Hannover: Künstler, 1969. — 331 S.
  • 23. Seelen M. Das Bild der Frau in Werken deutscher Künstlerinnen und Künstler der neuen Sachlichkeit. — Münster: LIT Verlag, 1995. — 200 S.
  • 24. Simmons S. Luxus, Mode, Unsittlichkeit // Der Potsdamer Platz. Ernst Lüdvig Kirchner und der Untergang Preußens. — Berlin: Staatliche Museen zu Berlin. Preußischer Kulturbesitz und G+H Verlag Berlin, 2001. — S. 128–137.
  • 25. Spanke D. The Eye of the World. Otto Dix and the New Objectivity // Otto Dix and the New Objectivity / Kunstmuseum Stuttgart und Academy der Bildende Kunst Stuttgart. — Ostfildern: Hatje Cantz Verlag, 2012. — S. 10–25.
  • 26. Täuber R. E. Der hässliche Eros: Darstellungen zur Prostitution in der Malerei und Grafik 1855–1930. — Berlin: Gebr.Mann, 1997. — 276 S.
  • 27. Usborne C. The Politics of the Body in Weimar Germany. — Basingstoke u.a.: Palgrave Macmillan, 1992. — 344 p.
  • 28. Weinland M. Aufbruch oder Utopie? Über Kunst und Literatur // Glanz und Elend in der Weimarer Republik / Hrg. I. Pfeiffer. — Frankfurt: Hirmer Verlag GmbH, 2017. — S. 204–231.
  • 29. Wesp G. Frisch, fromm, fröhlich, Frau. Frauen und Sport zur Zeit der Weimarer Republik. — Königstein i.: Ulrike Hirmer Verlag, 1998. — 300 S.