Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-08-55
Title Древнерусская каллиграфия в контексте проблемы когнитивных трансформаций (некоторые замечания о монокондильных композициях раннего Нового Времени)
Author email d.tsypkin@spbu.ru
About author Цыпкин, Денис Олегович — кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории западноевропейской и русской культуры. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., 7–9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. d.tsypkin@spbu.ru ORCID: 0000-0002-8207-8551
In the section Междисциплинарные методы в изучении культурного наследия DOI10.18688/aa2212-08-55
Year 2022 Volume 12 Pages 688704
Type of article RAR Index UDK 76.01; 930.2 Index BBK 85.103(2)6; 63.2; 63.3(2)45
Abstract

Объектом наших исследований является процесс становления человека Нового Времени в пространстве культуры Древней Руси. Фокус внимания сосредотачивается на технологических переломах, рассматриваемых на материале древнерусской письменности (в том числе, искусства письма и книги). Однако технологические переломы важны не сами по себе, а как составляющая процессов когнитивных трансформаций. Когнитивная трансформация — системное изменение навыков и привычек людей, которое, в конечном итоге, приводит к переходу общества на новые модели, стили и стратегии мышления, и мировосприятия. При этом сама трансформация является следствием, а изменение навыков и привычек — её причиной. Вместе же они составляют психологическое и психофизиологическое содержание таких переходов, формируя «нового» человека для новой эпохи.

Особый интерес представляет изменение навыков письма и чтения в процессе когнитивных трансформаций. С этой позиции в работе рассматриваются такие памятники древнерусского искусства письма раннего Нового Времени как монокондильные композиции в составе каллиграфических пособий. Анализируется их функция в формировании навыков, обеспечивающих становление и развитие культуры скорописи в Московской Руси. На материале монокондильных композиций ставится вопрос о роли искусства каллиграфии в становлении в системе древнерусской культуры человека Нового Времени.

Keywords
Reference Цыпкин Д. О. Древнерусская каллиграфия в контексте проблемы когнитивных трансформаций (некоторые замечания о монокондильных композициях раннего Нового Времени) // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 12. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2022, pp. 688–704. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-08-55
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Бернштейн Н. А. Кое-что о письме и о почерке // Наука и жизнь. —1964. — № 7.— — С. 113–120.
  • 2. Бернштейн Н. А. О построении движений // Физиология движений и активность: [Сборник] / Изд. подгот. И. М. Фейгенберг; Под ред. О. Г. Газенко. — М.: Наука, 1990. — С. 9–242.
  • 3. Библия Матфея Десятого 1507 года. Из собрания Библиотеки Российской академии наук / Подгот. изд. и исслед.: А. А. Алексеев, А. Е. Жуков, Ф. В. Панченко: в 2 т. — Т. 1: Факсимильное воспроизведение рукописи БАН, собр. И. И. Срезневского, II. 75 (24.4.28). — СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2020. — 116 с.; Т. 2: Исследования и материалы. — СПб.: Изд-во Пушкинского Дома, 2020. — 264 с.
  • 4. Вулф М. Пруст и кальмар: Нейробиология чтения. / [Пер. с англ. Е. Ю. Мягковой]. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. — 384 с.
  • 5. Груша А. И. Документальная письменность Великого княжества Литовского (конец XIV – первая треть XVI в.). — Минск: Беларуская навука, 2015. — 466 с.
  • 6. Конакова А. Д., Цыпкин Д. О. «Азбуки фряские» в истории русской каллиграфии (к постановке проблемы) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2015. — № 3 (61).— С. 56–57.
  • 7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избранные психологические произведения: в 2 т. / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. — Т. II. — М.: Педагогика, 1983. — С. 94–232.
  • 8. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / Под ред. и с предисловием Д. А. Леонтьева.— М.: Смысл, 2020. — 526 с.
  • 9. Литовская метрика. Т. 1. — СПб.: Сенатская тип., 1903. — 1118 с. — (Русская историческая библиотека, издаваемая Императорской археографической комиссией, т. 20).
  • 10. Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. — М.: Academia, 2002. — 352 с.
  • 11. Лурия А. Р. Психология как историческая наука (К вопросу об исторической природе психологических процессов) // История и психология / Под ред. Б. Ф. Поршнева и Л. И. Анцыферовой. — М.: Наука, 1971. — С. 36–62.
  • 12. Ляховицкий Е. А., Цыпкин Д. О. Инфракрасная визуализация текста в изучении памятников древнерусской письменности // Историческая информатика. — 2019. — № 4.— С. 148–156. DOI: 10.7256/2585-7797.2019.4.31588
  • 13. Майничева А. Ю. Новое в гуманитарном знании: нейроархеология и нейроистория искусства // Евразия в кайнозое. Стратиграфия, палеоэкология, культуры. — 2016. — № 5.— С. 279–283.
  • 14. Малов В. Н. Каллиграфия и ренессансное сознание // Типология и периодизация культуры западноевропейского Возрождения. — М.: Наука, 1978. —С. 169–174.
  • 15. Малов В. Н. Что такое — палеография // Вопросы истории. — 1966.— № 2.— С. 209–213.
  • 16. Маркарян Э. С. Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи / Под ред. А. В. Бондарева. — М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2014. — 656 с.
  • 17. Молдован А. М. «Лигатурное письмо» и другие особенности рукописи ГИМ, Чуд. 11 // Труды Института русского языка им. В.В. Виноградова. Вып. 16. Лингвистическое источниковедение и история русского языка. 2016–2017 / Отв. ред. Т. И. Вендина. — СПб.: Нестор-История, 2018. — С. 193–215.
  • 18. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека. — М.: Наука, 2010. — 519 с.
  • 19. Петренко В. Ф. Основы психосемантики. — СПб.: Питер, 2005.— 480 с.
  • 20. Плампер Я. История эмоций / Пер. с англ. К. Левинсона. — М.: Новое литературное обозрение, 2018. — 568 с.
  • 21. Поляков И. А., Цыпкин Д. О. Азбука РНБ F.XIII.5 в жизни молодого князя Ромодановского // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXIX Международной конференции (Москва, 13–15 апреля 2017 г.). — М.: ИВИ РАН, 2017. — С. 275–277.
  • 22. Поляков И. А., Цыпкин Д. О. Сборник учебных материалов конца XVII в. ГИМ. Синодальное собрание 1 // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXII Международной научной конференции (Москва, 11–12 апреля 2019 г.) — М.: ИВИ РАН, 2019. — С. 330–332.
  • 23. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологи / Сост. А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская. — СПб.: Питер, 1999. — 720 с.
  • 24. Рубинштейн С. Л. Принцип творческой самодеятельности (К философским основам современной педагогики) // Вопросы психологии. — 1986. — № 4. — С. 101–107.
  • 25. Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 1 (А – Б) / Под ред. С. Г. Бархударова. — М.: Наука, 1975. — 371 с.
  • 26. Сперанский М. Н. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма // Энциклопедия славянской филологии. — Вып. 4.3. — Л.: АН СССР, 1929. — 162 с.
  • 27. Устюгова Е. Н. Стиль и культура: Опыт построения общей теории стиля. — СПб.: СПбГУ, 2006. — 260 с.
  • 28. Фаликман М. В., Коул M. «Культурная революция» в когнитивной науке: от нейронной пластичности до генетических механизмов приобретения культурного опыта // Культурно-историческая психология. —2014. — Т. 10. — № 3. — М.: МГППУ, 2014. — С. 4–18.
  • 29. Франклин С. Письменность, общество и культура в Древней Руси (около 950—1300 гг.) / Пер. с англ. Д. М. Буланина. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2010. — 552 с.
  • 30. Цыпкин Д. О. «Азбука фряская» 1604 года и проблема взаимодействия книжного письма и книгопечатания в Московской Руси конца XVI — начала XVII века // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXIV Всероссийской научной конференции с международным участием (Москва, 7–8 апреля 2022 г.) — М.: ИВИ РАН, 2022. — С. 271–273.
  • 31. Цыпкин Д.О. «Азбука фряская» 1604 года как источник по истории искусства письма Древней Руси // Актуальные проблемы истории и теории искусства: сборник научных статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 800–814, 912. DOI: 10.18688/aa166-12-88
  • 32. Цыпкин Д. О. «Азбука фряская» 1604 года: древнерусская каллиграфия на заре эпохи тиражирования // Польза зѣло великая: сб. научных статей к 60-летию Андрея Владимировича Вознесенского / Сост. Н.В. Николаев. — СПб.: РНБ, 2022. — С. 21–36.
  • 33. Цыпкин Д. О. Древнерусские рукописные каллиграфические пособия как источник для формирования методологии исторического почерковедения // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXVIII Международной научной конференции (Москва, 14–16 апреля 2016 г.). — М.: Аквилон, 2016. — С. 516–518.
  • 34. Цыпкин Д. О. Древнерусское метное письмо // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. — 2019. — № 1. — С. 124–135.
  • 35. Цыпкин Д. О. К вопросу о начале Нового Времени в истории русского письма: несколько предварительных наблюдений // Авраамиевская седмица: материалы международной научной конференции «Чтения по истории и культуре Древней Руси в Смоленске» (Смоленск, 11–13 сентября 2019 г.). — Вып. IV. — Смоленск: Свиток, 2020. — С. 204–223.
  • 36. Цыпкин Д. О. О формировании эстетики древнерусской скорописи (по результатам исследования рукописи СПбИИ РАН, ф. 115, № 160) // Актуальные проблемы истории и теории искусства: сборник научных статей. Вып. 11 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2021. — С. 907–924, 994. DOI: 10.18688/aa2111-11-74
  • 37. Цыпкин Д. О. Рукописные каллиграфические пособия в изучении письма Древней Руси // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. — 2017. — №3 (69).— С. 157.
  • 38. Fuchs E., Fluegge G. Adult Neuroplasticity: More than 40 Years of Research // Neural Plasticity. — Vol. 2014. — P. 1–10. DOI: 10.1155/2014/541870
  • 39. Hwang F-J., Roth R.H., Wu Y-W., Sun Y., Kwon D.K., Liu Y., Ding J. B. Motor Learning Selectively Strengthens Cortical and Striatal Synapses of Motor Engram Neurons // Neuron. — 2022. — Vol. 110. — Iss. 7. — P. 1–12. DOI: 10.1016/j.neuron.2022.06.006
  • 40. Wolf M., Katzir-Cohen T. Reading Fluency and Its Intervention // Scientific Studies of Reading. — 2001. — Vol. 5. — Iss. 3. — P. 211–239. DOI: 10.1207/S1532799XSSR0503_2