Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-15
Title Карты и путеводители: тиражная графика XVII века в современном искусствознании
Author email ArutyunyanJI@yandex.ru
About author Арутюнян, Юлия Ивановна — кандидат искусствоведения, профессор. Санкт-Петербургская Академия художеств имени Ильи Репина, Университетская наб., д. 17, 199034, Санкт-Петербург, Российская Федерация. ArutyunyanJI@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6715-7326
In the section Искусство Нового времени DOI10.18688/aa2212-03-15
Year 2022 Volume 12 Pages 224235
Type of article RAR Index UDK 76.01; 76.03/.09 769.04; 72.01 Index BBK 85.153
Abstract

Карты в XVII в. приобретают сложные повествовательные обрамления, изображение сочетается с развёрнутым текстом. Тогда же в европейской издательской практике складывается форма путеводителей разного типа, особое место в их иллюстративных рядах занимают городские виды, представляющие своеобразный тип научной иллюстрации. Графическое оформление карт и путеводителей предполагает сложный компилятивный характер изобразительного ряда, наличие ведут, пейзажных видов, планов, схем, совмещение разных по типу и по стилю гравюр. Выбор визуального ряда предопределён принципом избирательности и иерархии достопримечательностей. Характерными чертами графического оформления карт и путеводителей является узнаваемый характер памятников, обобщённость трактовки и схематизм, непосредственная связь с текстом, диалог визуальной и вербальной составляющих. Преобладает техника офорта. Обобщённость трактовки и отказ от детализации сочетаются с узнаваемостью силуэтов, неизменно вводятся стилистические трансформации, приближение к эстетическим канонам современности. Художник обращается к отражению реалий повседневной жизни, к жанровому подходу в трактовке. Тиражная архитектурная графика XVII в. отражает отношение эпохи к пространству и времени, интерпретируя его в координатах стиля. Масштабный корпус произведений объединён следующими характерными чертами: местность трактуется как совокупность узнаваемых построек; здания классифицируются по типам, вырабатывается единая система художественных приёмов: панорамный характер пространства, чёткость силуэтов, стилистическая адаптация к идеалам современности, склонность к повествовательности – отражение реалий повседневной жизни, наличие стаффажа. Распространён «межжанровый» характер изданий, сочетающих карты, планы, пейзажи, изображения конкретных сооружений, отсутствует единый принцип оформления и однотипный формат, сохраняется практика использования идентичных оттисков для разных изданий.

Keywords
Reference Арутюнян Ю. И. Карты и путеводители: тиражная графика XVII века в современном искусствознании // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 12. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2022, pp. 224–235. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-03-15
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Альпес С. Картографический импульс в голландском искусстве. // Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры / Ред.-сост. Н. Н. Мазур. — CПб.; М.: Новое Издательство, 2018. — С. 173–195.
  • 2. Гинзбург К. Мифы-эмблемы-приметы: Морфология и история. Сб. статей / Пер. с ит. и послесл. C. Л. Козлова. — М.: Новое издательство, 2004. — 348 с.
  • 3. Киселева Л. Путеводитель как семиотический объект: к постановке проблемы (на примере путеводителей по Эстонии XIX в.) // Путеводитель как семиотический объект: сб. статей / Тартуский государственный университет. — Tartu: Tartu Ulikooli Kirjastus, 2008. — С. 15–41.
  • 4. Чарди Р. П. Душа и тело: анатомия страстей, физиология экспрессий. // Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры / Ред.-сост. Н. Н. Мазур. — CПб.; М.: Новое Издательство, 2018. —С. 279–297.
  • 5. Andrews M. The Search of Picturesque. Landscape Aesthetic and Tourism in Britain, 1760–1800. — London: Scholar Press, 1989. — 297 p.
  • 6. Brooks C. The Gothic Revival. — London: Phaidon, 1999. — 448 p.
  • 7. Hibbert Ch. The Grand Tour. — London: Thames Mathuen, Methuen Publishing Ltd, 1987. — 256 p.
  • 8. Honour H. Leonard Knyff // The Burlington Magazine. — 1954. — November. — P. 337–338.
  • 9. Smiles S. Eye Witness: Artists and Visual Documentation in Britain, 1770–1830. — Burlington, Vt.: Ashgate, 2000. — XI, 216 p.
  • 10. Tracing architecture: The Aesthetics of Antiquariansm / Eds. D. Arnold, S. Bending. — Cornwall: Blackwell Publishing, 2003. — 149 р.