Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-09-60
Title К вопросу об архитектурном образе современного археологического музея, содержащего памятники in situ
Author email dmitry.a.karelin@gmail.com
About author Карелин, Дмитрий Алексеевич — кандидат искусствоведения, профессор. Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, 11/4, корпус 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031. dmitry.a.karelin@gmail.com ORCID: 0000-0002-0846-0381 Литвиненко, Елизавета Геннадьевна — студент магистратуры. Московский архитектурный институт (государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, 11/4, корпус 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031. elizavetarch@mail.ru ORCID: 0000-0003-1231-4851
In the section Музей: коллекции, экспозиции и кураторские практики DOI10.18688/aa2212-09-60
Year 2022 Volume 12 Pages 750761
Type of article RAR Index UDK 72.01 Index BBK 85.11
Abstract

Во второй половине XX в. археологическая и реставрационная науки значительно шагнули вперед. Кроме того, музейное дело и представления о том, как нужно экспонировать памятники, также подверглись изменениям. За последние десятилетия появились музеи, главным экспонатом которых является недвижимый археологический памятник. Представляется, что создание подобных выставочных пространств требует особенных подходов, методов и объёмно-планировочных приёмов, позволяющих максимально удачно экспонировать памятник, обеспечить его сохранность и гармонично скомпоновать внутри здания саму недвижимую археологию, маршрут её осмотра и остальную экспозицию.

Мы рассматриваем разнообразные приёмы реконструкции несохранившихся частей памятника и воссоздания его объёмно-пространственных характеристик: от широко известного и применяемого анастилоза до современных уникальных решений, представляющих собой своеобразные ‘научные инсталляции’.

Однако наиболее интересным аспектом рассматриваемой темы представляется ответ на вопрос, каким должен быть образ архитектурного пространства, на фоне которого будет восприниматься экспонируемый археологический памятник. Рассмотренные примеры существующих археологических музеев показывают, что их стилистику можно разделить на четыре основных направления:

– Освоение наследия, где архитектура археологических музеев содержит цитаты из культур, являющихся основным предметом экспонирования.

– Создание неоклассических пространств, не связанных с национальным колоритом предметов, выставляемых в музее.

– Очень простая и функциональная модернистская архитектура, которая, по сути, является нейтральный фоном для выставляемых экспонатов.

– Образы здания, сформированные за счёт постмодернистских метафор, которые, в данном случае, тесно связаны с неформальным переосмыслением специфики музея и особенностями выставляемой в нём культуры.

Основная цель доклада заключается в рассмотрении всех ‘за’ и ‘против’ применения описанных выше подходов к архитектурным решениям археологических музеев. Представляется, что все направления имеют право на существование, а выбор всегда относительно субъективен и зависит от множества факторов, в том числе от специфики музейной экспозиции, объёмно-пространственных характеристик памятника, контекста, окружающего здание музея и так далее.

Keywords
Reference Карелин Д. А.; Литвиненко Е. Г. К вопросу об архитектурном образе современного археологического музея, содержащего памятники in situ // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 12. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2022, pp. 750–761. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-09-60
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Aguntum, SpottingHistory.com. Available at: https://www.spottinghistory.com/view/7357/aguntum/ (accessed 29 January 2021).
  • 2. Arche Nebra. ArchDaily, 2012. Available at: https://www.archdaily.com/197854/arche-nebra-holzer-kobler-architekturen?ad_source=search&ad_medium=search_result_all (accessed 29 January 2021).
  • 3. Berestse Archaeological Museum. Available at: http://berestje.brest.museum.by/ (accessed 29 January 2021).
  • 4. Buckler J. Beyond Preservation: Post-Soviet Reconstructions of the Strelna and Tsaritsyno Palace-Parks. Revue des études slaves, 2015, vol. 86, pp. 41–59.
  • 5. Cardillo M. Restoration of the Acropolis, International Institute for Restoration and Preservation Studies (Internet site), 2012. Available at: https://iirps-athens.org/blog/restoration-of-the-acropolis (accessed 29 January 2021).
  • 6. Chedworth Roman Villa archaeological site. Inexhibit. Available at: https://www.inexhibit.com/case-studies/roman-villa-archaeological-site-chedworth/ (accessed 29 January 2021).
  • 7. Didjionis E. Arhitekturnyi tip khudozhestvennogo muzeia: istoriia formirovaniia (Architectural Type of the Museum Of Art: The History of Formation), Master Thesis. Moscow, Moscow Institute of Architecture, 2016. 77 p. (in Russian).
  • 8. Document Legionslagermauer (Document Legion camp wall). Available at: https://www.ostbayern-tourismus.de/attraktionen/document-legionslagermauer-d3c4a44a4c (accessed 29 January 2021).
  • 9. Hoban R. Musealization of the Archaeological Site of Praça Nova of São Jorge Castle. ArchDaily, 2010. Available at: https://www.archdaily.com/89460/musealization-of-the-archaeological-site-of-praca-nova-of-sao-jorge-castle-jlcg-arquitectos (accessed 29 January 2021).
  • 10. Jencks C. The Language of Post-Modern Architecture. London, Academy Editions, 1984. 168 p.
  • 11. Ledermann F.; Schmalstieg D. Presenting Past and Present of an Archaeological Site in the Virtual Showcase. Arnold D.; Chalmers A.; Niccolucci F. (eds.). Proceedings of the 4th International Symposium on Virtual Reality, Archaeology and Intelligent Cultural Heritage. Aire-la-Ville, Eurographics Publ., 2003, pp. 119–126.
  • 12. Lepenski Vir Museum. Ancient History Encyclopedia, 2020. Available at: https://www.ancient.eu/image/12156/lepenski-vir-museum/ (accessed 29 January 2021).
  • 13. Matešić S.; Sommer C. S. (ed.). At the edge of the Roman Empire: Tours along the Limes in Southern Germany. Mainz, Nünnerich-Asmus Verlag & Media Publ., 2015. 239 p.
  • 14. Medieval Mile Museum Kilkenny Ireland. ArchDaily, 2017. Available at: https://www.archdaily.com/875457/medieval-mile-museum-kilkenny-ireland-mccullough-mulvin-architects (accessed 29 January 2021).
  • 15. Messina B.; Fidone E. Restauro convento di S.Maria di Gesù. Divizare, 2009. Available at: https://divisare.com/projects/88082-bruno-messina-emanuele-fidone-restauro-convento-di-s-maria-di-gesu (accessed 29 January 2021).
  • 16. O’Dogherty B. Inside the White Cube: the Ideology of the Gallery Space. Santa Monica, the Lapis Press, 1986. 91 p.
  • 17. Özkaya B. T.; Özkaya I. Y. The Object of Archaeology: From “Marbles” to the Archaeological Landscape. Maltseva S.; Yu. Staniukovich-Denisova E.; Zakharova A. Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of Articles, vol. 8. St. Petersburg, Saint Petersburg University Press Publ., 2018, pp. 672–680. DOI: 10.18688/aa188-8-66
  • 18. Pintos P. Museum of Troy. ArchiDaily, 2019. Available at: https://www.archdaily.com/911479/museum-of-troy-yalin-architectural-design (accessed 29 January 2021).
  • 19. Podiapolsky S. (ed.). Restavratsiia pamiatnikov arkhitektury: uchebnoe posobie dlia vuzov (Restoration of Architectural Monuments: Tutorial for High School). Moscow, Stroyizdat Publ., 1988. 264 p. (in Russian).
  • 20. Rutigliano G. Siponto, la magia notturna della basilica illuminata. La Repubblica, 2016. Available at: https://bari.repubblica.it/cronaca/2016/03/15/foto/siponto_di_notte-135555146/ (accessed 29 January 2021).
  • 21. Santa Catalina de Badaya. revistaad.es, 2015. Available at: https://www.revistaad.es/arquitectura/galerias/santa-catalina-de-badaya/7585 (accessed 29 January 2021).
  • 22. Santibañez D. Baena Castle Restoration. ArchiDaily, 2019. Available at: https://www.archdaily.com/779486/baena-castle-restoration-jose-manuel-lopez-osorio?ad_medium=gallery (accessed 29 January 2021).
  • 23. Shuang H. National Museum of Prehistory. ArchiDaily, 2019. Available at: https://www.archdaily.com/922485/national-museum-of-prehistory-kris-yao-artech (accessed 29 January 2021).
  • 24. Site Museum of Paracas Culture. ArchiDaily, 2017. Available at: https://www.archdaily.com/868465/site-museum-of-paracas-culture-barclay-and-crousse (accessed 29 January 2021).
  • 25. Venturi R.; Brown D.S.; Izenour S. Learning from Las Vegas: The Forgotten Symbolism of Architectural Form. Cambridge, MA, MIT Press, 1977. 192 p.
  • 26. Villa Romana La Olmeda. ArchiDaily, 2011. Available at: https://www.archdaily.mx/mx/02-101276/villa-romana-la-olmeda-paredes-pedrosa (accessed 29 January 2021).