Title | Проблема специфичности медиума в теоретическом искусствознании второй половины ХХ века | ||||||||
Author | Хмелев Р. А. | romckicus@gmail.com | |||||||
About author | Хмелев, Роман Алексеевич — аспирант. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия им. А. Л. Штиглица, Соляной пер., д. 13, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 191028. Romckicus@gmail.com ORCID: 0000-0002-5895-6668 | ||||||||
In the section | Теория искусства | DOI | 10.18688/aa2212-07-52 | ||||||
Year | 2022 | Volume | 12 | Pages | 656–662 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 7.08 | Index BBK | 85.143(3) | ||||
Abstract |
В данной работе автор делает акцент на анализе методологий, в которых фигурирует проблема медиальной специфичности, и выявлении в них аспектов теории, направленной на анализ и интерпретацию специфических для живописи компонентов, расположенных как в материальных плоскостях, так и в различных знаковых пространствах. Первая часть исследования посвящена анализу проблемы специфичности медиума в трудах К. Гринберга. Автор прослеживает, каким образом в трудах американского искусствоведа формируются аргументы в пользу медиальной специфичности, а также особое отношение к произведениям живописи. Повышенное внимание уделяется тем аспектам теории Гринберга, которые направлены на анализ живописи через материальные особенности медиума. Во второй части работы рассматриваются ключевые особенности теории Ю. Дамиша и Н. Брайсона. Одной из общих черт французского теоретика и англо-американского исследователя является повышенное внимание к материальным следам на поверхности произведения, которые в семиотической теории являются «индексальными знаками». Подобный подход способствует формированию методологии, которая базируется на медиальной специфичности произведения с одной стороны, а с другой — не ограничена анализом только формального аспекта. Подобный метод может быть наиболее продуктивным применительно к живописи конца XX — начала XXI вв., в основании которой могут находиться как модернистские установки, так и моменты их переосмысления или отрицания. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Хмелев Р. А. Проблема специфичности медиума в теоретическом искусствознании второй половины ХХ века // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 12. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2022, pp. 656–662. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2212-07-52 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | russian | |||||||
Bibliography |
|