Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-11-74
Title О формировании эстетики древнерусской скорописи (по результатам исследования рукописи СПбИИ РАН, ф. 115, №160)
Author email d.tsypkin@spbu.ru
About author Цыпкин Денис Олегович — кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории западноевропейской и русской культуры. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034. d.tsypkin@spbu.ru ORCID: 0000-0002-8207-8551
In the section Междисциплинарные методы в изучении культурного наследия DOI10.18688/aa2111-11-74
Year 2021 Volume 11 Pages 907924
Type of article RAR Index UDK 76.01; 930.2 Index BBK 85.103(2)6; 63.2; 63.3(2)45
Abstract

В статье автор вновь обращается к рукописи ф.115, №160 из собрания Санкт-Петербургского института истории РАН — к «Азбуке фряской» 1604 г. Этот памятник, бòльшая часть которого создана известным московским писцом Ф.С. Басовым, является одним из двух древнейших древнерусских каллиграфических пособий. В связи с чем в публикации отдельно обсуждается проблема функций древнерусских азбук-прописей и отношение к ним нашей Азбуки.

В результате кодикологического исследования рукописи СПбИИ РАН ф.115, №160 было выяснено, что тетради с образцами скорописи первоначально располагались в другой части памятника и находились в непосредственной близости с примерами «некнижной» вязи и вязных надписей на различных предметах. Такое размещение скорописных тетрадей так же, как и их оформление заставляет говорить о том, что скоропись воспринималась Басовым прежде всего, как художественное орнаментальное письмо.

В работе на материале анализа «Азбуки фряской» 1604 г. обсуждается техника скорописного письма и эстетические принципы, на которых основывались московские каллиграфы конца XVI – начала XVII вв. при разработке скорописи как стиля письма. Особое внимание уделено вопросу влияния греческой (византийской) письменной традиции на эстетику древнерусской каллиграфической скорописи. При этом как русские пособия, так и сама скоропись рассматриваются также и в контексте западноевропейской каллиграфии. Высказывается предположение о влиянии западноевропейской письменной графики на русскую каллиграфическую скоропись.

В результате делается вывод о разработке стиля скорописи московскими каллиграфами на пересечении развития национальной письменной традиции, византинизирующих и вестернизирующих тенденций в русской письменной культуре раннего Нового Времени.

Keywords
Reference Цыпкин Д. О. О формировании эстетики древнерусской скорописи (по результатам исследования рукописи СПбИИ РАН, ф. 115, №160) // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 11. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2021, pp. 907–924. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-11-74
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Дубовик В. В. Азбуки-прописи XVII–XVIII веков: исследование и тексты: монография. Ч. I: Азбуки-прописи. — Тюмень: ТГУ, 2011. — 208 с.
  • 2. Дубовик В. В. Азбуки-прописи XVII–XVIII веков: исследование и тексты: монография. Ч. II: Тексты и комментарии. — Тюмень: ТГУ, 2011. — 224 с.
  • 3. Зацепина Е. В. К вопросу о происхождении старопечатного орнамента // У истоков русского книгопечатания. — М.: АН СССР, 1959. — С. 101–154; 256–258.
  • 4. Карский Е. Ф. Славянская кирилловская палеография. — Л.: Изд-во АН СССР, 1928. — 494 с.
  • 5. Конакова А. Д., Цыпкин Д. О. «Азбуки фряские» в истории русской каллиграфии (к постановке проблемы) // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 3 (61). Сентябрь 2015. — М.: Индрик, 2015. — С. 56–57.
  • 6. Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Ч. II. Предметный и хронологический указатели. — СПб.: В.С. Балашев и К , 1899. — 681 с.
  • 7. Лихачев Н. П. Палеографическое значение бумажных водяных знаков. Ч. III. Альбом снимков. — СПб.: В.С. Балашев и К , 1899. — 591 с.
  • 8. Маркелов Г. В. Книгописный подлинник Строгановых 1604 г. // Труды Отдела древнерусской литературы. — Т. 54: Памяти Д. С. Лихачева. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. — С. 684–699.
  • 9. Мишина Е. А. Азбуки-свитки XVII–XVIII вв. Каталог рукописей // Книга в пространстве культуры. — Вып. 1(6). — М.: РГБ, 2010. — С. 82–95.
  • 10. Мошкова Л.В. Букварь Кариона Истомина 1694 г. как «шедевр» автора // Учебники детства. Из истории школьной книги VII–XXI веков / Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». — Вып.13. — М.: РГГУ, 2014. — С. 58–67.
  • 11. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древнейших времен до конца XVII в. / Отв. ред. Э. Д. Днепров. — М.: Педагогика, 1989. — 480 с.
  • 12. Поляков И. А. «Азбука фряская» князя С. В. Ромодановского и новые списки грамот из цикла «легендарной переписки турецкого султана» // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2018. — №1 (71). — М.: Индрик, 2018. — С. 89–99.
  • 13. Поляков И. А., Цыпкин Д. О. Сборник учебных материалов конца XVII в. ГИМ. Синодальное собрание 1 // Вспомогательные исторические дисциплины в современном научном знании: Материалы XXXII Международной научной конференции. Москва, 11–12 апреля 2019 г. — М.: ИВИ РАН, 2019. — С. 330–332.
  • 14. Преображенский А. С. Западные мотивы и формы в поствизантийской живописи Московии. Предварительные размышления // Актуальные проблемы истории и теории искусства: сбор. науч. статей. — Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С.В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 252–266; 883–884.
  • 15. Савельева М. Ю. Алфавит Марии Бургундской из Лувра. (Paris, Louvre, Coll. E. de Rothschild, Inv. 134–158 D. R. (Ms.2)) — М.: МАКС Пресс, 2007. — 116 с.
  • 16. Савельева М. Ю. Позднеготические фигурные алфавиты. Иконография, семантика, дидактика: автореферат дис. кандидата искусствоведения. — М: МГУ, 2007. — 29 с.
  • 17. Савельева М. Ю. Позднеготические фигурные алфавиты в качестве азбук // «Начало учения дѣтемъ»: роль книги для начального обучения в истории образования и культуры. Сборник материалов Международной научной конференции (8–12 октября 2014 г.) / Труды семинара «Культура детства: нормы, ценности, практики». — Вып. 16. — М.: «Канон+», 2014. — С.99–118.
  • 18. Савельева М. Ю. Фигурные инициалы лицевых «Букварей» Кариона Истомина и западноевропейская традиция фигурных алфавитов: развлечение, обучение и воспитание // Актуальные проблемы истории и теории искусства: сб. научных статей. — Вып. 6 / Под. ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 288–298; 886.
  • 19. Сперанский М. Н. Тайнопись в юго-славянских и русских памятниках письма // Энциклопедия славянской филологии. Вып. 4.3. — Л.: АН СССР, 1929. — 162 с.
  • 20. Speranskij M. N. «Греческое» и «лигатурное» письмо в русских рукописях XV–XVI вв. // Byzantinoslavica. Recueil pour l’etude des relations Byzantino-Slaves. Т.4. — Praha: Commissionaire «ORBIS»,1932. — С.58–64.
  • 21. Цыпкин Д. О. «Азбука фряская» 1604 года как источник по истории искусства письма Древней Руси // Актуальные проблемы истории и теории искусства: сборник научных статей. — Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 800–814, 912.
  • 22. Цыпкин Д. О. К вопросу о начале Нового Времени в истории русского письма: несколько предварительных наблюдений // Авраамиевская седмица: материалы международной научной конференции «Чтения по истории и культуре Древней Руси в Смоленске», г. Смоленск, 11–13 сентября 2019 г. — Вып. IV. — Смоленск: Свиток, 2020. — С. 204–223.
  • 23. Федорова И. В. «Сказание о пути к Иерусалиму» инока Епифания: «дорожник» как тип паломнического текста в древнерусской книжности // Очерки феодальной России. — Вып. 21. М.: СПб.: Альянс–Архео, 2020. — С. 14–53.
  • 24. Шульгина Э. В. Русская книжная скоропись XV в. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. — 196 с.
  • 25. Щепкин В. Н. Русская палеография. — М.: Наука, 1967. — 224 с.
  • 26. Mira calligraphiae monumenta: A Sixteenth-Century Calligraphic Manuscript Inscribed by Georg Bocskay and Illuminated by Joris Hoefnagel / L. Hendrix and T. Vignau-Wilberg. 2nd ed. — Los Angeles: J. Paul Getty museum, 2020. — 412 р.
  • 27. Svane G. Slavonic Manuscripts in The Royal Library. A Catalogue. — Copenhagen: The Royal Library, 1993. — 131 p.
  • 28. Three Classics of Italian Calligraphy. An Unabridged Reissue of the Writing Books of Arrighi, Tagliente and Palatino / Ed. O. Ogg. — N.Y.: Dover Publications, 1953. — 284 p.
  • 29. Van Dijk S. J. P. An Advertisement Sheet of an Early Fourteenth-Century Writing Master at Oxford // Scriptorium: revue internationale des études relatives aux manuscrits. — T. X. 1956. No. 1. — Bruxelles: Erasme, 1956. — P. 47–64.
  • 30. Ullman B. L. Abecedaria and Their Purpose // Transactions of the Cambridge Bibliographical Society. 1961. — Vol. 3. No. 3. — P. 181–186.