Title | Категории «красивого» и «уродливого» в искусстве Итальянского Ренессанса: антитезы, парадоксы, сочетание и совпадение противоположностей | ||||||||
Author | Шике О. | Olivier.chiquet1@gmail.com | |||||||
About author | Шике Оливье — Ph. D. Университет Лотарингии, Кампус гуманитарных наук, 54 015 Нанси, Франция. Olivier.chiquet1@gmail.com | ||||||||
In the section | Искусство Ренессанса | DOI | 10.18688/aa2111-06-49 | ||||||
Year | 2021 | Volume | 11 | Pages | 618–625 | ||||
Type of article | RAR | Index UDK | 7.01:111.85; 7.034 | Index BBK | 85.103(4)5 | ||||
Abstract |
В статье рассматривается, каким образом итальянская живопись и художественная теория эпохи позднего Возрождения осмысляли категорию «уродливого» и постепенно сближали её с категорией «красивого». Первая часть работы рассматривает традиционное представление об уродстве как полной противоположности красоты и выражении формальной дисгармонии. Вторая часть работы изучает эволюцию, в результате которой противоположные категории «красивого» и «уродливого» парадоксальным образом переплелись, позволив ряду авторов наделить уродство теми качествами, которые ранее применялись для определения красоты. В статье рассмотрены несколько форм «прекрасного уродства»: «жестокой и ужасной» (Габриэле Палеотти) религиозной живописи, красота которой заключается в верном воспроизведении Священного Писания или, другими словами, в правдивости; персонажей наподобие Силена, чья доброта возвышается над физическим уродством; образов каприччо, которые за кажущейся безобразностью скрывают изобретательность автора; тех, кто воспринял аристотелевский парадокс, согласно которому правильное изображение уродства вызывает у зрителя чувство удовольствия. В третьей части работы рассмотрена эстетика барокко, где понятие «прекрасного уродства» является оксюмороном, в котором ужасающий мимесис сознательно используется для того, чтобы подчеркнуть преобразующую силу художника. Появление искусства карикатуры в XVII в., которому посвящена четвертая часть статьи, говорит о том, что красота и уродство (по крайней мере, в их идеальных формах) на деле являются двумя сторонами одной медали. |
||||||||
Keywords | |||||||||
Reference | Шике О. Категории «красивого» и «уродливого» в искусстве Итальянского Ренессанса: антитезы, парадоксы, сочетание и совпадение противоположностей // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 11. Eds A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — St. Petersburg: St. Petersburg Univ. Press, 2021, pp. 618–625. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa2111-06-49 | ||||||||
Full text version of the article | Article language | english | |||||||
Bibliography |
|