Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-26
Title Образ регулярной площади в архитектуре московского классицизма: между проектом и реальностью
Author email y-klim@yandex.ru
About author Клименко Юлия Гаврииловна — кандидат архитектуры, профессор. Московский архитектурный институт (Государственная академия) (МАРХИ), ул. Рождественка, д. 11/4, корп. 1, стр. 4, Москва, Российская Федерация, 107031.
In the section Русское искусство XVIII–XIX века DOI10.18688/aa200-2-26
Year 2020 Volume 10 Pages 293305
Type of article RAR Index UDK 72.035 Index BBK 85.11
Abstract

Первый проектный план Москвы совсем скоро отметит 250-летний юбилей. Выполненный с целью скорейшего благоустройства исторического города, он был утверждён Екатериной II в 1775 г. Проект содержал приёмы, отражающие знание его авторами лучших достижений западно-европейского искусства в области градостроительства. Впрочем, далеко не все намеченные в документе прогрессивные замыслы по регулированию живописного пространства удалось осуществить полностью. Статья посвящена изучению истории реализации генплана и попыток создания в средневековом городе первых геометрически правильных площадей, соответствующих классицистическим принципам западноевропейского градостроительства. Работа восполняет существенную лакуну в исследовании градостроительной политики Екатерины Великой и вводит в научный дискурс значительный пласт вновь выявленных чертежей из фондов московской Управы благочиния. Анализ этих документов позволяет точнее определить эволюцию архитектурного языка, механизм делопроизводства и квалификацию исполнителей в классицистической Москве. Наряду с конкретными вопросами, касающимися атрибуции проектного плана, в статье затрагивается широкий круг проблем, связанных с русско-французскими контактами в области градостроительного искусства. Особое внимание уделяется анализу терминологии и сравнению толкования термина «площадь» в разных архитектурных школах эпохи Просвещения. Верная трактовка нереализованных проектных замыслов, лежащих в основе исторических планов «столичного города» эпохи классицизма, позволяет объяснить логистику последующих урбанистических реформ. Эти и другие указанные положения обуславливают значение и актуальность данной темы как для историко-архитектурного понимания эволюции градостроительных принципов классицизма, так и в контексте современных проблем по реконструкции городского пространства Москвы.

Keywords
Reference Клименко Ю. Г. Образ регулярной площади в архитектуре московского классицизма: между проектом и реальностью // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 293–305. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-2-26
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Архитектурные ансамбли Москвы XV — начала ХХ века. Принципы художественного единства / Под ред. Т. Ф. Саваренской. — М.: Стройиздат, 1997.— 472 с.
  • 2. Дутлова Е. Ю., Никонов П. Н. Земля города Москвы в контексте отечественной и мировой истории. Очерки истории межевания, кадастрового учёта и градостроительства. — М.: Изд-во Главархива Москвы, 2007.— 484 с.
  • 3. Клименко Ю. Г. Николя Легран: французский зодчий в Москве // Пинакотека. –2002.— № 13–14. — С. 78–81.
  • 4. Клименко Ю. Г. Н. Легран в Архитектурной экспедиции московской Управы благочиния // Градостроительное искусство: Новые материалы и исследования.— 2007. — Вып. 1. —С. 200–221.
  • 5. Клименко Ю. Г. «Прожектированный» план Москвы 1775 года (к вопросу об атрибуции чертежей) // Архитектурное наследство.— 2012. — Вып. 56. — C. 102–112.
  • 6. Клименко Ю. Г. Пространство города эпохи Просвещения в первом проектном плане Москвы 1775 года // Пространство и Время.— 2013.— № 4 (14). — С. 136–145.
  • 7. Клименко Ю. Г. Площадь или перекрёсток? Вернакулярность в градостроительной политике классицистической Москвы // Проект Байкал.— 2019.— № 59. — С. 126–131.
  • 8. Сытин П. В. История планировки и застройки Москвы. Материалы и исследования. Т. 2. — М.: Московский рабочий, 1954.— 624 с.
  • 9. Швидковский Д. О. Архитектура русского классицизма в эпоху Екатерины Великой. — М.: Архитектура-С, 2016.— 256 c.
  • 10. Gady A., Pérouse de Montclos J.-M. De l’Esprit des villes. Nancy et l’Europe urbaine au siècle des Lumières 1720–1770. — Nancy: Edition Artlys, 2005.— 400 p.
  • 11. Harouel J.-L. L’Embellissement des villes. L’urbanisme français au XVIIIe siècle. — Paris: Picard, 1993.— 336 p.
  • 12. Klimenko S. V., Klimenko J. G. The Role of French in the Formation of Professional Architectural Terminology in Eighteenth-Century Russia // French and Russian in Imperial Russia. Vol. 1. — Edinburgh: University Press, 2015. — P. 209–228.
  • 13. Paris. Guide du patrimoine / Sous la dir. J.-M. Pérouse de Montclos. — Paris: Hachette, 1994.— 768 р.
  • 14. Pinon P., Le Boudec B. Les plans de Paris. Histoire d’une capitale. — Paris; New York Editions, 2004.— 136 p.
  • 15. Shvidkovsky D.; Klimenko J. External Links of Russian Architecture during the Enlightenment // Gravures d’architecture et d’ornament au début de l’époque moderne: processus de migration en Europe. — Roma, Campisano Editore, 2014. — P. 327–342.