Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-40
Title Казус дома Тарасова. Заметки на полях творческой биографии И. В. Жолтовского
Author email pech_archistory@mail.ru
About author Печёнкин Илья Евгеньевич — кандидат искусствоведения, заведующий кафедрой истории русского искусства. Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, Москва, Российская Федерация, 125993.
In the section Мировое искусство XX–XXI веков DOI10.18688/aa200-3-40
Year 2020 Volume 10 Pages 460471
Type of article RAR Index UDK 7.035(47+57) Index BBK 85.113(2)6
Abstract

Статья посвящена одному из наиболее знаменитых произведений русской архитектуры ХХ в. — особняку Г. А. Тарасова в Москве (1909–1912), который рассматривается в контексте всей творческой практики И. В. Жолтовского 1900–1920-х гг. Такой взгляд позволяет критически проанализировать устойчивое представление о данной постройке как об уникальном для архитектора опыте отречения от своей творческой индивидуальности и точном воспроизведении находящегося в Виченце палаццо Тьене (А. Палладио, 1542–1558). Проведённый обзор историографии даёт понимание истоков указанной интерпретации, заключающихся в отождествлении композиции главного фасада (который действительно обладает разительным сходством с вичентийским палаццо) с композицией здания как такового. Автор статьи показывает, что особняк Тарасова, во‑первых, не является репликой ренессансного прототипа, а лишь содержит цитаты его композиционного мотива; а во‑вторых, подобный приём цитирования и компиляции ренессансных источников применялся Жолтовским систематически, в проектах и постройках, созданных как до, так и после работы над особняком Тарасова. И в частных усадебных домах начала ХХ в., и в павильоне СССР на Миланской ярмарке (1925), и в Доме советов в Махачкале (1926–1932) Жолтовский не столько наследовал стиль,сколько непосредственно использовал композиционные наработки мастеров итальянского Ренессанса — Дж. Романо, Дж. Виньолы, А. Палладио. Таким образом, казус особняка Тарасова знаменует собой не конкретный этап творческой биографии архитектора, а принципиальную характеристикуего метода работы.

Keywords
Reference Печёнкин И. Е. Казус дома Тарасова. Заметки на полях творческой биографии И. В. Жолтовского // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 460–471. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-3-40
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Андрей Константинович Буров: Письма. Дневники. Беседы с аспирантами. Суждения современников / Сост., вступит. статья и примеч. Р. Г. Буровой, О. И. Ржехиной. — М.: Искусство, 1980.— 297 с.— (Мир художника).
  • 2. Аркин Д. Виченца // Архитектура СССР.— 1936.— № 8. — С. 65–69.
  • 3. Архитекторы Российской империи с начала XVIII века до 1917 года. Биографический словарь. Т. 1. «А» / Под науч. рук. А. Ф. Крашенинникова. — М.: ГНИМА им. А. В. Щусева, 2007.— 288 с.
  • 4. Бенуа А. Н. Дневник. 1908–1916: Воспоминания о русском балете. — М.: Захаров, 2016.— 560 с.
  • 5. Б. п. Наша действительность // Современная архитектура.— 1927.— № 2. — С. 47–50.
  • 6. Ведомость ходатайствам о постройках, поступивших в Московскую Городскую Управу с 31 марта по 7 апреля 1908 года // Зодчий.— 1908.— № 16. — С. 146.
  • 7. Ведомость ходатайствам о постройках, поступивших в Московскую Городскую Управу с 19 по 26 мая 1909 года // Зодчий.— 1909.— № 22. — С. 244.
  • 8. Грабарь И. Письма. [Т. 1]. 1891–1917 / Ред.-сост., авт. введения и коммент. Л. В. Андреева, Т. П. Каждан. — М.: Наука, 1974.— 472 с.
  • 9. Кавтарадзе С. Мир как шедевр. О стилевой принадлежности особняка Тарасова в Москве // Искусствознание.— 2017.— № 4. — С. 28–47.
  • 10. Клименко Ю. Г. Архитекторы Москвы. И. Э. Грабарь. — М.: Прогресс-Традиция, 2015.— 376 с.— (Архитекторы Москвы).
  • 11. Лансере Е. Дневники: в 3 кн. Кн. 2. — М.: Искусство–XXI век, 2008.— 768 с.
  • 12. Лукомский Г. Новости архитектурной жизни // Зодчий.— 1910.— № 6. — С. 55–57.
  • 13. Лукомский Г. К. Новый Петербург (мысли о современном строительстве) // Аполлон.— 1913.— № 2. — С. 5–38.
  • 14. Никольский А. А. Итальянский Ренессанс и монументальная живопись русского неоклассицизма начала ХХ века (на примере росписей дома Скакового общества и особняка Тарасова в Москве) // Academia. Архитектура и строительство. 2015.— № 4. — С. 44–45.
  • 15. Никольский А. А. Монументальная живопись Александра Веснина: между неоклассицизмом и авангардом // Актуальные проблемы теории и истории искусства — 2018: Тезисы докладов VIII Международной конференции / Под ред. С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой, А. В. Захаровой. — СПб.: НП-Принт, 2018. — С. 617–618. URL: https://actual-art.spbu.ru/images/2018/AA_thesis2018.pdf (дата обращения: 13.01.2019).
  • 16. [Ощепков Г. Д.] И. В. Жолтовский: проекты и постройки. — М.: Гос. изд-во лит-ры по строительству и архитектуре, 1955.— 160 с.
  • 17. Памятники архитектуры Москвы. Земляной город. — М.: Искусство, 1989.— 352 с.
  • 18. Печёнкин И. Е., Шурыгина О. С. Палладио по-русски. Новые данные о переводе «Четырёх книг об архитектуре» в начале ХХ века // Искусствознание.— 2018.— № 3. — С. 238–263.
  • 19. Фёдорова Н. В. Был ли И. В. Жолтовский последователем Палладио // Строительный эксперт.— 1999.— № 22 (65). — С. 18–20.
  • 20. Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн. Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. — М.: Стройиздат, 1996.— 709 с.
  • 21. Хан-Магомедов С. О. Владимир Кринский. — М.: Фонд «Русский авангард», 2008.— 192 с.— (Творцы авангарда).
  • 22. Хан-Магомедов С. О. Иван Жолтовский. — М.: С. Э. Гордеев, 2010.— 352 с.
  • 23. Чиняков А. Г. Братья Веснины. — М.: Стройиздат, 1970.— 180 с.
  • 24. Щербатов С. А. Художник в ушедшей России / Сост., комм. Т. А. Дудиной, Н. В. Рейн. — М.: Согласие, 2000.— 688 с.