Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-7-74
Title Портреты ктиторов и правителя во фресковых ансамблях времени Душана Сильного
Author email tsvetynaveter@gmail.com
About author Немыкина Елена Александровна — научный сотрудник. Филиал ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» Научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ), ул. Душинская, д. 9, Москва, Российская Федерация, 111024. tsvetynaveter@gmail.com
In the section Балканские исследования DOI10.18688/aa200-7-74
Year 2020 Volume 10 Pages 799808
Type of article RAR Index UDK 75.052, 75.041.5 Index BBK 85.14, 85.103(4)4
Abstract

Первая половина XIV в. в истории Сербского государства ознаменована правлением трёх представителей династии Неманичей — Милутина, Стефана Дечанского и Душана Сильного — при которых происходило слияние византийской политической и художественной модели с сербскими социокультурными реалиями. Этот процесс, начавшийся при короле Милутине (1282–1321), сопровождался переходом с национальной идеологической платформы к имперской и достиг своего апогея при Стефане Душане Сильном (1331–1355), присоединившем к Сербии значительную часть византийских земель. Идея создания единого греко-сербского государства взамен Византийской империи, в котором и сербские, и все присоединённые славянские земли должны стать составной частью Империи ромеев во главе с сербским владыкой, требовала новых подходов и решений. В частности, способы совмещения византийской императорской иконографии с сербской национальной спецификой в контексте новых сербско-византийских отношений были найдены в новом осмыслении ктиторской и властительской композиций в ряде памятников эпохи Душана. Исследователи, совершенно справедливо отмечая преемство идей данных композиций из византийского искусства, оставляли без должного внимания их локальную специфику, унаследованную от более раннего сербского искусства. В статье рассматриваются некоторые особенности сформировавшейся при Душане традиции изображения правящего государя наряду с вельможей-ктитором в едином храмовом пространстве.

Keywords
Reference Немыкина Е. А. Портреты ктиторов и правителя во фресковых ансамблях времени Душана Сильного // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 799–808. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-7-74
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Воjводић Д. Српска уметност од почетка XIV столећа до пропасти државе Немањића // Сакрална уметност српских земаља у средњем веку / Ред. Д. Воjводић, Д. Поповић. — Београд, 2016. — С. 271–297.
  • 2. Ђорђевић И. М. Зидно сликарство српске властеле у доба Немањића. — Београд: Филозофски факултет, 1994. — 309 c.
  • 3. Ђорђевић И. M. О сликаним програмима српских цркава XIII столећа // Краљ Владислав и Србија XIII века. — Београд: Историјски институт, 2003. — С. 147–164.
  • 4. Ђурић В. Сопоћани. Београд: Просвета, 1963. — 141 с., 100 илл.
  • 5. Габелић С. Манастир Лесново. Историjа и сликарство. — Београд: Стубови културе, 1998. — 305 с.
  • 6. Грабар А. Император в византийском искусстве. — М.: Ладомир, 2000. — 328 с.
  • 7. Давидов-Темерински А. Богородица Љевишка у Призрену. — Београд: Републички заводза заштиту споменика културе, 2017. — 79 с.
  • 8. Захарова А. В., Мальцева С. В. Приделы в сербских храмах эпохи Душана Сильного (1331–1355) // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. — 2013. — № 3. — С. 125–144.
  • 9. Кашанин М. Манастир Добрун // Старинар. III серия. — Књ. 4/1926–27. — Београд, 1928. — С. 67–80.
  • 10. Клавихо де Рюи Гонзалес. Дневник путешествия ко двору Тимура в Самарканд в 1403–1406 гг. // Сб. ОРЯС. Т. 28 / Под ред. И. И. Срезневского. — СПб.: Тип. Имп. Академии наук, 1881. — 466 с.
  • 11. Мальцева С. В. Пути и формы западноевропейских влияний в архитектуре Сербии XIV–XV веков // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Сб. науч. статей. Вып. 6 / Под ред. А. В. Захаровой, С. В. Мальцевой, Е. Ю. Станюкович-Денисовой. — СПб.: НП-Принт, 2016. — С. 185–196. URL: http://dx.doi.org/10.18688/aa166-2-20 (дата обращения: 01.05.2019).
  • 12. Марјановић-Душанић С., Воjводић Д. Образ царства — идеjа и слика власти у Србиjи (1299–1371) // Сакрална уметност српских земаља у средњем веку / Ред. Д. Воjводић, Д. Поповић. — Београд: Службени гласник, 2016. — С. 299–316.
  • 13. Немыкина Е. А. Влияние императорской проблематики на монументальные росписи Сербии XIV в. на примере композиции «Небесный двор» в Успенской церкви монастыря Трескавац // Вестник ПСТГУ. Серия V: «Вопросы истории и теории христианского искусства». — Вып. 4 (24). — 2016. — С. 48–66. URL: http://dx.doi.org/10.15382/sturV201624.48-66 (дата обращения: 01.05.2019).
  • 14. Орлова М. А. Наружные росписи средневековых храмов. Византия, Балканы, Древняя Русь. — М.: Северный паломник, 2002. — 288 с.
  • 15. Павловић Д. Питање ктиторства цркве Светог Ђорђа у Полошком // Зограф. — 2015. — 39. — С. 107–118. URL: http://dx.doi.org/10.2298/ZOG1539107P (дата обращения: 01.05.2019).
  • 16. Поповић М. Средњовековни Добрун // Старинар. — Књ. 52. — 2002. — С. 52–116.
  • 17. Тодић Б., Чанак-Медић М. Богородица Љевишка. — Београд, 1988.
  • 18. Тодић Б. Старо Нагоричино. — Београд: Просвета, 1993. — 248 c.
  • 19. Расолкоска-Николовска З. Ктиторски портрети во црквата Св. Богородица во Кучевиште // Средновековната уметност во Македонија. — Скопје, 2004. — С. 199–224.
  • 20. Флоринский Т. Д. Афонские акты и фотографические снимки с них в собраниях П. И. Севастьянова. — СПб.: Тип. В. С. Балашева, 1880. — 110 с.
  • 21. Флоринский Т. Д. Южные славяне и Византия во второй четверти XIV в. Вып. 2. —СПб.: Тип. В. Киршбаума, 1882. — 429 с.
  • 22. Цветковић-Томашевић Г. Бела црква у Карану — маузолеj жупана Браjана // Саопштења. — XXII–XXIII. — 1990–1991. — С. 159–176.
  • 23. Babic G. Les portraits des grands dignitaires du temps des tsars serbes. Hiérarchie et idéologie // Art et Société à Byzance sous les Paléologues. — Venise: Stamperia di Venezia, 1971. — Р. 158–168.
  • 24. Vojvodić D. On the Presentation of proskynesis of the Byzantines before their Emperor // Ниш и Византиjа: Зборник радова VIII. — Ниш, Нишки културни центар, 2010. —С. 259–271.
  • 25. Παπαμαστοράκης T. Εικαστικές εκφάνσεις της πολιτικής ιδεολογίας του Στέφανου Dušan σε μνημεία της εποχής του και τα βυζαντινά πρότυπα τους // Art et Société à Byzance sous les Paléologues. Venise: Stamperia di Venezia, 1971. — Р. 140–157.