Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-55
Title Йозеф Стржиговский (1861–1942), Дмитрий Айналов (1862–1939) и «вопрос о географических границах в теории искусства». Возможность «географического взгляда»
Author email francesco.leonelli84@libero.it
About author Леонелли Франческо — доктор, профессор. Гамбургский кунстхалле, Глокенгиссерваль l, 20095 Гамбург, Германия.
In the section Теория искусства DOI10.18688/aa200-4-55
Year 2020 Volume 10 Pages 609617
Type of article RAR Index UDK 7.01 Index BBK 85.100(0)6
Abstract

В книге «Византия. Империя Нового Рима» (1980) Кирилл Манго писал, что византийское искусство наряду с византийскими исследованиями процветало в России, чем где-либо ещё в мире. Напротив, теория искусства в западноевропейских странах многие столетия клеймила типичные иконографические и стилистические черты византийского искусства географически закреплённым уничижительным термином maniera greca (греческая манера). Это определение ставило под угрозу, за редкими исключениями, правильную оценку вклада Востока и Византии в развитие искусства западных цивилизаций, сводя его к минимуму. Исключением и разрывом с этим неправильным представлением о византийском компоненте западного искусства является противоречивая статья австрийского историка искусства Йозефа Стржиговского «Восток или Рим» (Orient oder Rom, 1901). В своём исследовании Стржиговский радикально выступает против римоцентричных эстетических теорий, таких как широко распространённые идеи Франца Викхоффа и Алоиза Ригля, удивительным образом находя корни немецкого и славянского искусства в Иране, Армении и Египте. Теории Стржиговского, хотя и основанные на антиримских настроениях и сильном немецком национализме, дали фундаментальный импульс переоценке восточного искусства в Европе. Идеи Стржиговского не были полностью оригинальными. В 1890 г. во время своего рода восточного Гран-тура он посетил Археологический съезд, где встретился с русским учёным Д. В. Айналовым. В 1900 г. (за год до выхода в свет Orient oder Rom) Айналов опубликовал свой труд «Эллинистические истоки византийского искусства», в котором предложил теорию происхождения византийского искусства от эллинистического и заявил о его независимости от Рима. Эти идеи, разделявшиеся русской наукой и имевшие патриотическую тенденцию усматривать уникальность византийского искусства, оказали огромное влияние на Стржиговского, труды которого приобрели популярность среди европейских учёных и способствовали «разрушению границ» и пониманию значения Востока и его искусства. Случай Стржиговского–Айналова является примером типичной попытки «истории искусства» оценить художественный объект как чистое выражение духа населения и определённой географической области. Исходя из вышесказанного, в статье рассматривается фундаментальный вклад художественной географии в формирование теорий искусства. Перефразируя знаменитый «взгляд эпохи» Майкла Баксандалла, можем ли мы говорить о «географическом взгляде», когда пытаемся понять определённый период в развитии искусства? Насколько география искусства возможна сегодня? Какова роль географических особенностей и границ в анализе художественного произведения? Что подразумевается под географическими определениями (такими как «немецкий», «итальянский», «русский» или «западный» и «восточный») в контексте их применения к искусству? В свете недавних дебатов о возможности мировой истории искусства, а также о развитии новых геополитических горизонтов имеем ли мы сегодня ту же концепцию географии искусства, что и учёные прошлого? Каковы преимущества и риски методологии, основанной на географическом параметре при рассмотрении объекта искусства или периода развития искусства? 

Keywords
Reference Леонелли Ф. Йозеф Стржиговский (1861–1942), Дмитрий Айналов (1862–1939) и «вопрос о географических границах в теории искусства». Возможность «географического взгляда» // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 609–617. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-55
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Ainalov D. V. The Hellenistic Origins of Byzantine Art. New Brunswick, Ruther Publ., 1961. 322 p.
  • 2. Baxandall M. Painting and Experience in Fifteenth Century Italy. A Primer in the Social History of Pictorial Style. Oxford, Clarendon Press Publ., 1972. 165 p.
  • 3. Brandis M. La maniera tedesca. Eine Studie zum historischen Verständnis der Gotik im Italien der Renaissance in Geschichtsschreibung, Kunsttheorie und Baupraxis. Weimar, VDG Publ., 2002. 398 p. (in German).
  • 4. Conrad H. (transl.). Das Englische in der englischen Kunst. Passau, Prestel Publ., 1974. 248 p. (in German).
  • 5. Di Monte M. I luoghi comuni dell’arte. Si può fare una teoria della geografia artistica? Genius Loci, vol.
  • 9. Milano-Udine, Mimesis Sensibilia Publ., 2016, pp. 1–11 (in Italian).
  • 6. Drandaki A. A Maniera Greca: Content, Context, and Transformation of a Term. Studies in Iconography, vol. 35. Kalamazoo, Western Michigan University Publ., 2014, pp. 39–72.
  • 7. Elkins J. (ed.). Is Art History Global? New York; London, Routledge Publ., 2007. 464 p.
  • 8. Falser M.; Juneja M. (eds.). “Archaeologizing” Heritage? Transcultural Entanglements between Local Social Practices and Global Virtual Realities. Berlin; Heidelberg, Springer Verlag Publ., 2013. 287 p.
  • 9. Feyerabend P.; Thomas C. (eds.). Kunst und Wissenschaft. Zürich, Verlag der Fachvereine Publ., 1984. 250 p. (in German).
  • 10. Gasparini M. Interview with Monica Juneja about Global Art History. Trafo. Blog for Transregional Research. 2018. Available at: https://trafo.hypotheses.org/567 (accessed 17 January 2019).
  • 11. Goethe J. W. von. Von deutscher Baukunst, 1773. Available at: http://www.zeno.org/Literatur/M/Goethe,+Johann+Wolfgang/Theoretische+Schriften/Von+deutscher+Baukunst+%5B1772%5D (accessed 15 January 2019) (in German).
  • 12. Khrushkova L. Joseph Strzygowski, Joseph Wilpert and the Russian School of Byzantine Studies. Cahiers Archéologiques, 2015, vol. 56, pp. 173–189.
  • 13. Kondakov N. Histoire et Monuments des Emaux Byzantins. Frankfurt am Main, 1892. 495 p. (in French).
  • 14. Marchand S. Appreciating the Art of Others: Josef Strzygowski and the Austrian Origins of Non-Western Art History. Von Biela nach Wien: Josef Strzygowski und die Kunstwissenschaften. Vienna, European University Press Verlagsgesellschaft Publ., 2015, pp. 257–285.
  • 15. Niederl-Garber C. Wie Europa Armenien entdeckte. Das Bekanntwerden der Kunstgeschichte Armeniens im Spiegel westlicher Reisender. Wien; Münster, Lit Verlag Publ., 2013. 336 p. (in German).
  • 16. Panofsky E. Über die Reihenfolge der vier Meister von Reims. Jahrbuch für Kunstwissenschaft. München; Berlin, Deutscher Kunstverlag GmbH Publ., 1927, pp. 55–82 (in German).
  • 17. Strzygowski J. Orient oder Rom. Leipzig, Hinrichs Publ., 1901. 159 p. (in German).
  • 18. Strzygowski J. Der Dom zu Aachen und seine Entstellung. Ein kunstwissenschaftlicher Protest. Leipzig, J. C. Hinrichs’sche Buchhandlung Publ., 1904. 98 p. (in German).
  • 19. Strzygowski J. Die Krisis der Geisteswissenschaften: vorgeführt am Beispiele der Forschung über bildende Kunst. Wien, Schroll Publ., 1923. 350 p. (in German).
  • 20. Strzygowski J. Die altslavische Kunst: ein Versuch ihres Nachweises. Augsburg, Filser Publ., 1929. 296 p. (in German).
  • 21. Wittgenstein L. Philosophical Investigations. Oxford, Basil Blackwell Publ., 1958. 129 p.
  • 22. Worringer W. Griechentum und Gothik: vom Weltreich des Hellenismus. München, Piper Publ., 1928. 107 p. (in German).