Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-56
Title Вторая мировая война в современном искусстве Австрии: политический голос искусства
Author email ludmila.meskova@umb.sk
About author Мешкова Людмила — Ph. D., доцент, начальник отдела. Университет Матей Бел, Tajovského 40, 97401 Баньска Быстрица, Словакия. ludmila.meskova@umb.sk Хон Ева — магистр, Ph. D., доцент. Университет Матей Бел, Tajovského 40, 97401 Баньска Быстрица, Словакия. eva.hohn@umb.sk
In the section Теория искусства DOI10.18688/aa200-4-56
Year 2020 Volume 10 Pages 618623
Type of article RAR Index UDK 7.036(4) Index BBK 71.4 (3); 63.3(4Авс)6
Abstract

Искусство наряду с историографией является крупнейшим резервуаром памяти нации. Оно влияет на формирование самоидентичности и представляет собой отдельную форму отношения к прошлому (Ян Ассманн, Алейда Ассманн). Это среда, посредством которой общество в зависимости от текущей ситуации пересматривает историю. По мнению авторов статьи, именно в этом и заключается вклад теории культуры в социальную практику. Социальный дискурс о холокосте и Второй мировой войне, набравший силу в Западной Европе в конце XX в., также породил своё искусство. Большая часть этого процесса связана с современной австрийской литературой. Голос искусства в Австрии усиливается всегда, когда консервативные, правые силы находятся на подъёме. Инсталляция Вольфганга Келлера, «бросившего первый камень» у стены собора Святого Стефана в Вене (2000), стала спусковым механизмом знаменитого венского протеста деятелей культуры против прихода к власти правого радикалиста Йорга Хайдера. Ранее, в 1988 г., писатель Томас Бернхард ответил пьесой «Хельденплац» на дело президента Австрии Курта Вальдхайма. Лауреат Нобелевской премии по литературе Эльфрида Елинек часто критикует австрийскую правую партию FPÖ в своих работах. Дебаты о холокосте имеют необычайное влияние в кинематографии Австрии, а также стран, вовлечённых в орбиту австрийского искусства. Среди последних примеров — фильм словацкого режиссера Мартина Шулика «Переводчик» (2018) об Австрии и Словакии во время Второй мировой войны.

Keywords
Reference Мешкова Л.; Хон Е. Вторая мировая война в современном искусстве Австрии: политический голос искусства // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 618–623. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-56
Publication Article language english
Bibliography
  • 1. Bachtin M. Estetika slovesnej tvorby. Bratislava, Tatran Publ., 1988. 451 p. (in Slovak).
  • 2. Benczeová B. Postmoderná filozofia kultúry. Bratislava, Univerzita Komenského Publ., 2014. 83 p. (in Slovak).
  • 3. Cheie L.; Pascu-Ringler E. Österreichische Literatur. Wien, Praesen Verlag Publ., 2018. 252 p. (in German).
  • 4. Dörner A.; Vogt L. Literatursoziologie. Fernsehwissenschaft. Theorie — Geschichte — Analyse. Wiesbaden, Springer VS Publ., 2013. 337 p. (in German).
  • 5. Geiger A. Es geht uns gut. München, Carl Hanser Verlag Publ., 2005. 389 p. (in German).
  • 6. Gehler M. Die Affäre Waldheim: Eine Fall Studie zum Umgang mit den NS Vergangenheit in den späten achtziger Jahren. Österreich im 20. Jahrhundert: ein Studienbuch in zwei Bänden: Vom Zweiten Weltkrieg bis zur Gegenwart, vol. 2. Wien, Böhlau Verlag Publ., 1997, pp. 355–414 (in German).
  • 7. Hall S. The Work of Representation. Representation: Cultural Representations and Signifying Practices. London; California, SAGE Publ., 1997, pp. 13–74.
  • 8. Hall S. Die zwei Paradigmen der Cultural Studies.Widerspenstige Kulturen. Cultural Studies als Herausforderung. Frankfurt am Main, Suhrkamp Publ., 1999, pp. 13–42 (in German).
  • 9. Hall S. Kodieren/Dekodieren. Grundlagentexte zur Fernsehwissenschaft. Theorie —Geschichte — Analyse. München, 2002, pp. 105–124 (in German).
  • 10. Javorčíková J. Žánrové paralely v dramatickej tvorbe Eugena O’Neilla. České Budějovice, Jihočeská univerzita Publ., 2008. 203 p. (in Slovak).
  • 11. Jelinek E. Hry. Bratislava, Divadelný ústav Publ., 2014. 367 p. (in Slovak).
  • 12. Knapp R. Co mi pán Kuka nakukal. Praha, Kalich Publ., 2008. 205 p. (in Czech).
  • 13. Lotman J. M. Text a kultúra. Bratislava, Archa Publ., 1994. 100 p. (in Slovak).
  • 14. Mistrík E. Estetická výchova ako nástroj sebareflexie. Bratislava; Oulu, Pedagogická fakulta UK, Pedagogická fakulta Univerzity v Oulu Publ., 2016. 268 p. (in Slovak).
  • 15. Nünning A. Literatur- und Kulturtheorie. Stuttgart, Metzler Verlag Publ., 2001. 954 p. (in German).
  • 16. Rabinovici D. Suche nach M. Frankfurt am Main, Suhrkamp Publ., 1997. 269 p. (in German).
  • 17. Rabinovici S. Dank meiner Mutter. Frankfurt am Main, Alibaba Verlag Publ., 1994. 251 p. (in German).
  • 18. Ricoeur P. Teória interpretácie: Diskurz a prebytok významu. Bratislava, Archa Publ., 1996. 135 p. (in Slovak).
  • 19. Rieger D. Literaturwissenschaft als Kulturwissenschaft — aus der Perspektive eines Literaturwissenschaftlers. Kulturwissenschaftliche Literaturwissenschaft, 2004, pp. 97–114 (in German).
  • 20. Sarlo B. Rhetorik der Zeugenschaft. Lateinamerikanische Kulturtheorien. Konstanz, University Press Publ., 2015, pp. 343–365 (in German).
  • 21. Schmidt-Dengler W. Bruchlinien. Salzburg; Wien, Residenz Publ., 1996. 559 p. (in German).
  • 22. Sivák J. Paul Ricoeur. Bilancia a výzvy. Filozofia, 2006, vol. 61, no.1, pp. 30–45. Available at: http://www.klemens.sav.sk/fiusav/doc/filozofia/2006/1/30-45.pdf (accessed 18 December 2018).
  • 23. Veber V. Dějiny Rakouska. Praha, Lidové noviny Publ., 2002. 727 p. (in Czech).
  • 24. Vertlib V. Šimonovo mlčení. Praha, Kalich Publ., 2013. 237 p. (in Czech).
  • 25. Zeyringer K. Innerlichkeit und Öffentlichkeit. Österreichische Literatur der achtziger Jahre. Tübingen, Francke Publ., 1992. 305 p. (in German).