Please use this identifier to cite or link to this item: http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-54
Title Споры вокруг теории искусства: случай кластерного подхода
Author email a.radeev@spbu.ru
About author Радеев Артём Евгеньевич — доктор философских наук, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. 7/9, Санкт-Петербург, Российская Федерация, 199034.
In the section Теория искусства DOI10.18688/aa200-4-54
Year 2020 Volume 10 Pages 602608
Type of article RAR Index UDK 7.01 Index BBK 87.8
Abstract

В статье рассматривается кластерный подход к искусству, получивший распространение в начале XXI в. Этот подход примечателен не только тем, что вызвал серию дебатов о том, что такое искусство, но и тем, что постановка проблемы и её решение в кластерном подходе многое проясняет относительно самих этих дебатов, по крайней мере в англо-американской эстетике и теории искусства. Показано, как именно работает кластерный подход, но также приведены аргументы, против которых этот подход оказывается бессильным. Раскрывается, на чём основано утверждение, что не существует необходимых и достаточных условий для того, чтобы какой-либо объект относить к произведениям искусства; почему именно ряд кластеров оказывается тем спасательным кругом, ухватившись за который теоретик всё же имеет возможность работать с идентификацией искусства, не останавливаясь лишь на негативной программе; определяется, каковы критерии, позволяющие составить кластер того или иного понятия искусства; раскрывается, что даёт такой кластерный подход к искусству его теории. В статье делается более общий вывод о том, на чём основана сама идея кластерности в подходе к искусству.

Keywords
Reference Радеев А. Е. Споры вокруг теории искусства: случай кластерного подхода // Actual Problems of Theory and History of Art: Collection of articles. Vol. 10. Ed: A. V. Zakharova, S. V. Maltseva, E. Iu. Staniukovich-Denisova. — Lomonosov Moscow State University / St. Petersburg: NP-Print, 2020, pp. 602–608. ISSN 2312-2129. http://dx.doi.org/10.18688/aa200-4-54
Publication Article language russian
Bibliography
  • 1. Вейц М. Роль теории в эстетике // Американская философия искусства: основные концепции второй половины XX века. Антология / Под ред. Б. Дземидока и Б. Орлова. — Екатеринбург: Деловая книга, 1997. — С. 43–60.
  • 2. Витгенштейн Л. Философские работы. — М.: Гнозис, 1994. Ч. 1.— 612 с.
  • 3. Радеев А. Е. Кластерный подход к искусству: за и против // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение.— 2014.— № 1. — С. 117–125.
  • 4. Радеев А. Е. Дефиниция, идентификация, экспериментация // Terra Aestheticae.— 2018.— № 2 (2). — С. 179–188.
  • 5. Dutton D. The Art Instinct: Beauty, Pleasure, and Human Evolution. — Oxford: Oxford University Press, 2009.— 288 p.
  • 6. Gaut В. «Art» as a Cluster Concept // Theories of Art Today / Ed. N. Carroll. —Madison: University of Wisconsin Press, 2000. — P. 25–44.
  • 7. Gaut B. Cinematic art // Journal of Aesthetics and Art Criticism.— 2002.— № 60 (4). — P. 299–312.
  • 8. Gaut B. The Cluster Account of Art Defended // British Journal of Aesthetics.— 2005.— № 45 (3). — P. 273–288.
  • 9. Irvin S., Dodd J. In Advance of the Broken Theory: Philosophy and Contemporary Art // Journal of Aesthetics and Art Criticism.— 2017.— № 75 (4). — P. 375–386.
  • 10. Lopes D. M. Nobody Needs a Theory of Art // Journal of Philosophy.— 2008. — Vol. 105.— № 3. — P. 109–127.
  • 11. Meskin A. The Cluster Account of Art Reconsidered // British Journal of Aesthetics. — 2007.— № 47 (4). — P. 388–400.
  • 12. Sedivy S. Art from a Wittgensteinian Perspective: Constitutive Norms in Context // Journal of Aesthetics and Art Criticism. –2014.— № 72 (1). — P. 67–82.