Actual Problems of Theory and History of Art


Сохранение культурных и духовных ценностей России невозможно без обращения к ее истории. К сожалению, с каждым годом исчезают памятники старины. У нас на глазах погибают и без того единичные усадьбы, некогда бывшие частью русской культуры и искусства. Одним из источников их восстановления, помимо документальных свидетельств, могут стать полотна художников ушедших эпох. «Усадебная Атлантида» сокрыта в изобразительном искусстве трех с лишним столетий. И если в XVIII–XIX вв. усадьбу изображали издалека – живописцы воспроизводили ее панораму словно через бинокль, то на рубеже XIX–XX вв. она была «взята» ими под увеличительное стекло. К такому выводу приходим благодаря изучению работ мастеров «Союза русских художников». Полотна «союзников» по сей день хранят в себе уникальное свидетельство истории. Исследование живописного наследия объединения в целом в рамках усадебной тематики проводится впервые.
В ходе рассмотрения большого количества произведений живописи, литературы и архитектуры, выявляются особенности усадебного искусства «союзников», подчеркиваются индивидуальные достижения каждого из них. В частности, осуществляется попытка искусствоведческого проникновения в «страну усадеб» С.Ю. Жуковского; прогулка по утраченной, оставшейся лишь на полотнах С.А. Виноградова усадьбе «Головинка»; новая оценка написанных как бы в «формате 3D» усадеб Л.В. Туржанского; сопоставление дворцовых интерьеров П.И. Петровичева с современными экспозициями музеев-усадеб...
В результате комплексного анализа выстраивается классификация избранных мотивов, отмечаются стилистические, технические и композиционные находки «союзников» на усадебной ниве. Посредством одновременного взгляда на усадебный пейзаж и интерьер выявляется специфика творческих методов художников. Отмечается не только точное воспроизведение архитектурных памятников – как снаружи, так и внутри, но и передача состояний окружающей их природы – смена времен года за окнами усадьбы, отображение человеческих чувств и настроений, характерных для России той поры.
Уточняется роль усадьбы в завоеваниях русского импрессионизма (мастерские под открытым небом), обретении новых жанров («пейзажных» интерьеров или пейзажных
«окон»), появлении циклов «круглогодичных» и «круглосуточных» усадебных картин, возникновении особой поэтики и эмоциональности, выраженной в манере письма художников. Творческие открытия «союзников» нашли продолжение в живописи современных мастеров, что также подтверждает существование феномена усадьбы в изобразительном искусстве. Уже теоретически изучение столь масштабного явления позволяет вернуться к высокой культуре и духовности, которой обладала усадебная Россия. А практически реализация данной работы видится в возможности устройства на ее основе тематических выставок (разработке их концепции), реконструкции и восстановлении усадеб по выявленным образцам (полотнам живописцев), уточнении экспозиций (внешнего и внутреннего убранства) музеев-усадеб, применении в экскурсионной и лекционной практике музейных сотрудников и преподавателей вузов, иными словами – в возрождении национальных традиций, особенно значимых сегодня.

Preservation of cultural and spiritual values of Russia is impossible without addressing its history. It is a pity that every year takes away monuments of the past. We witness rare estates coming to dilapidated condition, though they used to be a part of Russian culture and art.
Canvases may become one of the sources for reconstruction of estate alongside with documentary evidences. «Atlantis Estates» is concealed in fine arts of three past centuries. In the 18th- 19th centuries estates were normally depicted from afar – artists rendered their panoramas as if through a binocular. At the turn of the 20th century estate was «taken» under magnifying glass. We come to this conclusion on the basis of the research of art works created by masters – members of «The Union of Russian Artists». Their canvases are unique historical evidence. Research of the heritage of the union in a context of estate theme is carried out for the first time ever.
In the process of scrutinizing a large number of fine art works, literary writings and architectural creations, distinctive features of estate art of the union members have been pointed out. Individual achievements are accentuated. In particular, there is an attempt of an art-historian penetration into S.U. Zhukovsky’s «country of estates»; a walk through a lost estate «Golovinka», which is preserved only on S.A. Vinogradov’s canvases; new estimation of painting of estates by L.V. Turzhansky, painted as if in a «third-dimensional format»; comparison of palace interiors by P.I. Petrovichev with modern expositions of museum-estates…
As a result of complex analysis the classification of preferred motives is compounded. Union painters’ findings in the fields of stylistics, technique and composition are marked. Unique features of masters’ creative methods are uncovered on material of their paintings of landscapes and interiors of estates. Not only precise reproduction of architectural monuments – both from inside and outside – is notable but also rendering the condition of surrounding nature: change of seasons seen out of estate windows, reflection of human feelings and mood typical of Russia of that time.
The importance of estates in development of Russian Impressionism is mentioned (workshops in the open air) as well as creation of new genres («landscape» interiors or landscape «windows»), appearance of series, such as: «all year round» and «all day» paintings of estates, emergence of a certain poetry and emotionality revealed in the manner of painting. Creative findings of the masters of the union were inherited by modern painters and this fact also proves the existence of estate phenomenon in fine arts. Theoretically, research of such an important phenomenon helps to return to the high standards of culture and spiritual life characteristic of «estate Russia». Practical meaning of the research work in this field is seen in the possibility to organize thematic exhibitions (my research can help to formulate conception of them), to reconstruct and restore estates in accordance with found examples (canvases of the painters), rectification of expositions (exterior and interior) of museums-estates, excursions and lecture practice of museum curators and professors. In other words — in the revival of national traditions which are especially important nowadays.