Actual Problems of Theory and History of Art


Представления об изначальном единстве мужского и женского в человеке нашли одно из самых наглядных воплощений в мифе об андрогине, который в начале XX в. привлекал к себе внимание как психоаналитиков, так и мастеров искусства, в частности, представителей сюрреалистической фотографии, подвергнувших его творческому переосмыслению.
Одним из самых распространенных образов андрогина в сюрреалистической фотографии является фаллическая женщина, наделенная пенисом символически либо буквально или уподобляемая ему (работы Ман Рэя, Брассая, Г. Беллмера, П. Молинье, Д.-П. Уиткина), что восходит к инфантильным фантазиям о фаллической матери, находя параллель в древних андрогинных образах божеств (согласно концепции З. Фрейда). Образ андрогина как вожделенного слияния в единое существо мужского женского тела воплощается Г. Беллмером, чьи снимки кукол, обладающих двумя парами ног и фаллическим подтекстом, напоминают о том, что Эрос неотделим от Танатоса, акт любви от акта взаимного уничтожения. Представление об андрогинах как о «третьем поле», наделенном совершенством и свидетельствующем о бисексуальной природе человека, было востребовано в автопортретах К. Каон и П. Молинье. Если К. Каон радикально деконструирует понятие пола, низводя его до маскарада, то П. Молинье репрезентует образ андрогина как высшего существа, Шамана, наделенного сверхъестественной силой.
Сюрреализм стремился к глобальному преодолению существующих противоречий («осознать фиктивный характер старых антиномий») с целью «вызвать самый всеобъемлющий и серьезный кризис сознания интеллектуального и морального характера» (А. Бретон). Образ андрогина явился для фотографов-сюрреалистов одним из мощных средств для подобного синтеза, заставляя зрителя критически переосмыслить природу собственной сексуальности и гендерную идентичность.


The ideas about primordial unity of male and female in the basis of human nature found one of the most evident embodiments in the myth of the androgyne which attracted attention of psychoanalysts and masters of art at the beginning of the 20th century including the surrealist photographers who produced the creative reinterpretations of it.
One of the most common images of an androgyne in the surrealist photography is a phallic woman allocated with a penis symbolically or literally or associated with it (works of Man Ray, Brassai, H. Bellmer, P. Molinier, J.-P. Witkin) that goes back to infantile fantasies about the phallic mother, drawing the parallel between this image and ancient androgynous images of gods (according to Z. Freud's concepts). The image of an androgyne as desired incorporation of male and female bodies in a single being is embodied by H. Bellmer, whose photographs of the dolls possessing two pairs of legs and having the phallic implication, remind that Eros is inseparable from Thanatos, an act of love from an act of mutual destruction. The idea about androgynes as «the third sex», vested with the perfection & sustaining the bisexuality of human nature, was represented in self-portraits of C. Cahun and P. Molinier. While C. Cahun deconstructs a concept of a sex radically, reducing it to a masquerade, P. Molinier represents the image of an androgyne as the highest being, the Shaman, allocated with superhuman abilities.
Surrealism attempted to the overall negotiation of existing contradictions («to realize fictitious nature of old antinomies») in order to «cause the most comprehensive and serious intellectual and moral crisis of consciousness» (A. Breton). Eventually for photographers surrealists the image of an androgyne became a powerful tool for this synthesis, forcing a viewer to rethink critically the nature of his own sexuality and gender identity.