Actual Problems of Theory and History of Art


Поворот к «освоению наследия», где ведущую роль играло классическое зодчество Древнего Рима и итальянского Ренессанса, в советской архитектуре является хорошо известным и изученным фактом, этому феномену посвящено немало исследований и научных конференций. В качестве своего рода границы представляется конкурс на Дворец Советов 1931 г., победителем в котором стал монументально-эклектический проект Бориса Иофана, выпускника Римской Академии художеств. Но редко комментируется культурно-политический контекст международных отношений между СССР и Италией тех лет, и часто как данность принимается положение о том, что между странами, во главе одной из которых пребывала фашистская партия, а другой – коммунистическая, никаких отношений быть не могло. Однако в последние годы появились исследования, открывающие и анализирующие взаимный советско-итальянский интерес в области экономики, техники, литературы. Источники – газеты, журналы, каталоги выставок, книги 1920-1930-х годов, а также архивные документы дают информацию о существовавшем не только экономическом, но и культур- ном обмене между двумя странами, в котором архитектура занимала особое место. Принимая во внимание, что и в Италии, и в СССР архитектура была важной статьей внутренней политики, а также инструментом государственной пропаганды, анализ этого факта может открыть новые специфические стороны в международных отношениях, а также дать новые интерпретации исторических событий в каждой стране. Каковы причины и результаты советско-итальянских контактов в сфере архитектуры? Как они были связаны с политическими событиями и как отражались на архитектурном процессе? Попытаться найти некоторые ответы на эти вопросы ставит целью настоящий доклад.


The change of the leading style in Soviet architecture in the early 1930s towards the classicism based on the ancient Greek and Roman tradition and the Renaissance is a well-known fact. As time boundary is considered the competition for the Palace of Soviet began in 1931 and the victory of eclectic and monumental project by Boris Iofan, a Soviet architect graduated in Roman Academy of Art, who worked in Rome until 1924. The phenomenon of change over classical language was the argument of many noteworthy studies, which anyway gave rather poor contribute to deepen cultural and political context of international relations between USSR and Italy in the 1920-1930s. The poor analysis was due to widespread consideration of any contact between fascist state and communist state impossible. Some recent studies have showed the mutual interest between Italy and Soviet Union in economics, technics and literature. The sources – journals and magazines, books, exhibition catalogues and archive documents – discover not only trade relations, but also considerable cultural interest, with strong focus on architecture. The idea of the high significance of architecture in domestic politics and propaganda both in fascist Italy and in Soviet Union could
give new interpretations of foreign policies of these countries and can be useful tool for a better comprehension of some events of national history. What was the reason and the result of Italian- Soviet sharing of new idea in architecture? How did they influenced the politics and the architecture in both countries? This paper must be considered as an attempt to give a response for these and other questions.