Actual Problems of Theory and History of Art



Рубеж XIX-XX веков важен и интересен в истории мировой художественной культуры по многим причинам. Думается, что это период самого радикального перелома в человечском мышлении как в философском, так и в художественном смысле.
Наследие античного мира – составляющее ядро современной западной цивилизации – неоднократно становилось предметом интереса представителей разных стран и разных эпох. Уже со второй половины XIX века изобразительное искусство, как и литература, освобождается от прямого влияния классицизма, в котором мифические фабулы играли основополагающую роль. В новом искусстве в отличие от старого герои сами являются творцами своей судьбы.
В изобразительном искусстве сюжеты воспринимаются не так легко, как в словесном. За живописью также стоят литературные источники но – что особенно важно, – и авторские переосмысления, за которыми нет конкретных литературных произведений.
Неуловимый смысл живописного, графического или фотографического произведения воспринимается глазом, а не словом, так как далеко не все переводится с полотна на текст. Тема мифических андрогинов (двуполых существ, к которым обращались многие мыслители от Платона до Фрейда и Бердяева) в живописи Георгия Габашвили — недавнее открытие для грузинского общества. Работы большого мастера реалистической школы (всегда ассоциирующегося с кругом "Передвижников") открывают новую грань таланта этого автора.
Фотографическая практика Габашвили, которая при советской власти была известна лишь единичным специалистам по истории искусства, оставалась не исследованной до последнего времени. Эротическая серия представляет множество студийных работ в жанре ню — полуобнаженных и обнаженных тел, запечатленных в мастерской с некоторыми атрибутами (воздушные шары, фруктовые венцы...).
Обнаружено также значительное число небольших акварелей, которые дают повод утверждать, что фотографии служили к ним своеобразными эскизами. Интересным представляется сопоставить живописную и фотографическую практику грузинского художника, выявить в ней индивидуальные черты и отношение к общеевропейским тенденциям – Набизму, Символизму, Прерафаэлитам. Лишь культурно-философское осмысление подобных интеллектуальных исканий в сочетании со стилистическим анализом, может привести нас к правдоподобным и аргументированным выводам.



The turn of 19th and 20th centuries is an important and interesting period in the history of world artistic culture for many reasons. It is considered to be the most radical turning point in the human mentality, in terms of both philosophy and art.
The heritage of ancient world – the core of the modern western civilization – had repeatedly been the subject of interest of the representatives of various countries and epochs.
From the second half of the 19th century the fine arts as well as literature, escaped from the influence of classical ideal, the mythological fibulas played the master role. In the new art the heroes create their own fate.
It is not easy to perceive the plot in fine arts as in verbal arts. They are also based on literal sources and which is more important, — on author’s interpretation, though no specific literal source can be found behind them. The elusive meanings of painted, graphic or photographic artworks are perceived visually, not verbally as far as everything cannot be translated from canvas to text.
The theme of mythical Androgens (ambi-sexual beings, which were the subject of interest of many intellectuals from Plato to Freud and Berdyaev) in Giorgi Gabashvili’s painting is the new discovery for the Georgian public. The artworks of a great master of Georgian realistic school (normally associated with the "Peredvizhnik" circle) disclose the new facet of the painter's talent.
The photographic practice of Gabashvili, which during the Soviet regime was known only to some experts in art history, had been unresearched until today. The erotic series present many studio works in nude genre – naked, semi-naked, shot in studio setting with some attributes (air balloons, fruit wreaths…).
Also the significant number of small-size watercolours were discovered, which enable us to state that the photographs served as a kind of sketches to them.
It will be very interesting to compare the painting and photographic practices of the Georgian artist and reveal its individual features and interaction with all-European tendencies – Nabism, Symbolism and Pre-Raphaelites. Only the cultural, philosophical and stylistic understanding of such intellectual quests and the flight from reality can bring us to proper plausible reasoning.