Actual Problems of Theory and History of Art


Русский музей обладает большой и разнообразной коллекцией станковой скульптуры советского периода, объединившей произведения, выполненные начиная с 1917 года. Тесную связь с советской историей и культурной политикой государства обнаруживают и собранные произведения. Таким образом, коллекция отражает не только художественный, но и исторический аспект советской культуры. В этом многообразии ценнейшей частью собрания и его ядром являются произведения великого русского скульптора А.Т. Матвеева и скульпторов его единомышленников, бывших учеников, дальнейшее творчество которых образовало собой значительное художественное явление, получившее название «матвеевская школа», сложившаяся уже в 1920-е годы. Никто в русской пластике ХХ века не дошел в своем творчестве до того понимания скульптуры в её сакральном классическом воплощении, как это было сделано Матвеевым. Непревзойденное чувство пластической гармонии и отношение к искусству, как к священному понятию выделяют его среди коллег современников. Его скульптуры в парковом ансамбле в Крыму (1910-1912) являются шедевром пластики. Один из первых критиков уже отметил «связь русских отроков» Матвеева с античным искусством». Маленькие обнаженные 1920-х годов бесспорно навеяны античностью, искусством Танагры. Монументальная скульптурная группа «Октябрь» 1927года, целиком вдохновленная героикой античности и русской классикой её лучшей поры. В 1930-е годы на выставках появились произведения учеников Матвеева. Их общий культурный уровень и направленность получили в критике определение «классицизирующего стиля ваяния» в советской скульптуре. Вскоре «матвеевская школа», как и творчество самого мастер были подвергнуты самой беспощадной партийной критике в «формализме», в «отходе от действительности»,
«пренебрежении к содержанию». Драгоценная пластическая традиция, питавшаяся свободным духом античности, ожила в 1960е годы в творчестве мастеров «школы Матвеева». С особенной силой она проявилась в скульптуре А.Н. Игнатьева, в его органичном чувстве классики и её современной интерпретации. Пластический мотив кариатид, торсов, обнаженных занимал скульптора на протяжении десятилетий. Он утверждался в своем отношении к скульптуре как искусству философскому, связанному с высокими идеалами.
К сожалению, произведения «матвеевцев» не оставили следа в городской среде, осуществлены в станковых формах, хранятся в музее. При этом они остаются бесценным вкладом в сокровищницу отечественной скульптуры, тем более значимым сегодня, когда критерий прекрасного теряется среди других, более «актуальных».

The State Russian Museum has a large and wide-ranging collection of sculpture of the Soviet period which brings together works made since 1917. The collected works of art demonstrate a link with the Soviet history and cultural policy of the state. Thus, the collection reflects not only an artistic, but also a historical aspect of the Soviet culture. It is the works of the great Russian sculptor A. Matveev and adherents of him, his former students, who went down in history as “the school of Matveev” known already in the 1920s that formed the nucleus of this varied collection and are still its most valuable part. No one of 20th-century Russian sculptors except Matveev reached such a deep understanding of this art in its sacred classical embodiment. Unrivalled feeling of plastic harmony and perception of the art as a sacred notion distinguished him from his colleagues-contemporaries. His sculptures in the park ensemble in the Crimea (1910-1912) are a masterpiece of sculpture. One of the first critics of his works has already noted “a link between Russian youths” by Matveev and ancient art. It is undoubtedly antique art, and Tanagra statuettes in particular, that inspired Matveev to craft the small nudes of the 1920s. Monumental sculptural group "The October" (1927) is also created under impression of the heroism of antiquity and the Russian neoclassical art of its heyday. In the 1930s works of Matveev’s disciples started to appear on exhibitions. Their general cultural level and orientation were defined by the critics as “classical-focused style” in Soviet sculpture. Soon “Matveev’s school”, as well as his own art, started to be sharply criticized by the party for “formalism”, “divergence from reality”, “contempt for the content”. Priceless plastic tradition, infused by the free spirit of antiquity, revived in the 1960s in the work of the masters of “Matveev’s school. It is particularly compelling in sculpture of A. Ignat’iev, in his organic sense of the classic and its modern interpretation. Plastic motives of caryatids, torsos, naked bodies were central in his art for decades. He developed his perception of sculpture as a philosophical art associated with high ideals.
Regrettably, “Matveev’s school” left no trace in urban environment, as they did not specialize in monumental sculpture, their works are stored in museums. However, they remain an invaluable contribution to the treasury of Russian sculpture, which is the more important today, when the criterion of beauty is overshadowed by other, more “actual” ones.