Actual Problems of Theory and History of Art


Для постмодернизма характерно обращение к образам прошлого, и античность – одна из эпох в целом ряду других. Понимание ее сопряжено с целым рядом коннотаций; античность – емкая «формула» европейской классической традиции, отношение к которой в постмодернизме сложно и противоречиво. В то же время, античность не воспринимается как наиболее значимая традиция, отсутствие ценностной иерархии традиции здесь –принципиальный момент.
В советском искусстве годы возникновения постмодернизма – первая половина 1970-х гг. – время активизации историцистских настроений в искусстве, интереса к «художественному наследию» и расцвета неофициального искусства. Существуя параллельно и взаимосвязано с официальным, оно значительно отличалось от него, давая иные версии общих тенденций, в том числе и понимания «наследия». Для официального искусства характерно стремление «вжиться» в традицию, попытаться ее воссоздать. Неофициальное предпочитало
«скольжение» по традиции («номадизм» в терминологии А.Б. Олива). В неофициальном искусстве Москвы вт. пол. 1970-1980-х гг. мы видим две художественные стратегии: усыхание пластической проблематики в концептуальной школе и возвращение к живописи. К последней относятся живописцы, связанные с деятельностью Горкома графиков, где на выставках которого 1978- 1988 гг. выставлялся ряд художников, в живописи которых интерпретируются образы античности: С. Блезе, К. Кузнецов, Т. Глытнева, С. Симаков, К. Худяков.
Остановлюсь подробнее на К. Кузнецове. Он понимает античность как часть, хотя и очень важную, более обширной исторической мозаики. Ее наследие прочитывается сквозь призму иконы, Ренессанса, русского классицизма и неоклассицизма. Образы античности (скульптура, архитектура) в работах художника берутся как универсальные знаки-цитаты, в основе их понимания – «русская античность». Он пришел к ней через архитектурный природный ландшафт Подмосковья и Крыма, классицистическую архитектуру Москвы, садово- парковые ансамбли окрестностей Петербурга. Еще один источник его размышлений об античности – русская философии Серебряного века: В.В. Розанов и П.А. Флоренский, характерные для них идеи синтеза античного язычества и христианства. Античность, таким образом, предстает в постмодернизме в многоголосии других эпох и культур.

It is characteristically for post-modernism to appeal for images of the past and the antiquity is just one in the number of other. Understanding of it is associated with some connotations. The Antiquity is a comprehensive formula of European classic tradition which is treated difficultly and contradictory. At the same time the antiquity is not the most important tradition. It is principal for post-modernism not to have any hierarchy.
The first half of 1980s as the time when post-modernism in Soviet art was created, was also marked with historical interests in art and in the antique heritage and also as the flowering of the unofficial art. In spite of existing parallel and interconnected with the official art, the unofficial art vastly differed and created another versions of common tendencies including the antique heritage. For official art it is more characteristically to integrate into the tradition trying to recreate it. Unofficial art prefer to slide along the tradition (“nomadism” in the terminology of A.B. Oliva).
We can recognize two strategies in Moscow unofficial art in the second half of 1870-80s: fading of plastic problems in the conceptual academy and returning back to the art. To the last we can refer those artists who were associated with the State Committee of graphic artists where in 1978- 1988 artists who used and interpreted in their works the forms of the antiquity — S. Blese, К. Kusnetsov, Т. Glytneva, S. Simakov, К. Khudyakov were represented.
I want to stop on К. Kusnetsov more narrowly. He understands the antiquity as the part of huge historical mosaic. The heritage of the mosaic can be read through the prism of the icons, the Renaissance, the Russian classicism and the neoclassicism. The forms of the antiquity in his works such as sculptures and the architecture are the universal signs- quotes. The understanding of these signs is based on the Russian Antiquity. The artist came to the antiquity through the architectural landscape of the Moscow region and the Crimea, the classical Moscow architecture and the parks and landscape ensembles of St.Peterburg’s suburbs. Another source of his thoughts about the antiquity is the Russian philosophy of the Silver age — V.V. Rosanov and P.А. Florenskiy and their ideas about the antic paganism and the Christianity. So, the Antiquity is represented in postmodernism in variety of other epochs and cultures.