Actual Problems of Theory and History of Art


В серии "Моя Фрида. Поиск образа" автор работает с темой художественного образа, который создает Фрида Кало в своих автопортретах и который обретает самостоятельную жизнь после смерти художницы в работах, отсылающих к ее первообразу.
Важнейшими в формировании образа Фриды Кало становятся два несчастья, две раны, которые не заживают на протяжении всей жизни и ярко отражаются в творчестве художницы и ее внешнем облике. Автопортрет, как работа над собственным художественным образом, становится главной линией творчества Фриды Кало. Образ художницы на полотнах эволюционирует под влиянием изменения ее внешнего вида, взросления и становления как мастера. Отталкиваясь от происходящего вокруг, перерабатывая события, переживания и трагедии, образ Фриды претерпевает изменения на протяжении всей жизни. На основании фотографий, дневниковых записей и писем прослеживается параллельное изменение реального и живописного образа Фриды Кало. Эволюция образа Фриды Кало продолжается и после смерти художницы. Европейское искусство конца XX — начала XXI века подхватывает образ Фриды, активно используя его в художественной фотографии (серия 100 Years Between Us WawiNavarroza, «Письма» Ирмы Шарикадзе), фэшн-съемках (Sandrine Dulermo and Michael Labica) и прикладном искусстве (проект « Зеркало» Софии Азархи). Образ Фриды значительно утяжеляется в современном искусстве, доходя на гротеска и китча (SethRogen, TheAuteur. Inspired by Frida Kahlo. Photographed by Norman Jean Roy)
Прижизненная и посмертная эволюция образа и облика Фриды описывается греческим понятием трагического катарсиса, как процесса очищения, преображения боли и ее преодоления, достижения высшего и прекрасного через страдание. В данном случае прижизненные страдания являются процессом, которые приводит к тому, что создается яркий и запоминающийся образ, который востребован и эволюционирует после смерти самой художницы, то есть кульминации катарсис Фриды достигает в настоящее время в произведениях, посвященных ей.
В фотографии "Две Фриды" иллюстрируется катарсис, как процесс формирования образа Фриды Кало от юной гимназистки в национальных одеждах, реального образа художницы Фриды Кало, какой мы можем видеть ее на фотографиях, до образа "a-la" Фрида, которые используются в фешн фотографии последних десятилетий. Здесь образ утяжелённый, огрубевший, доходящий до китча. Фотографии, иллюстрирующих телесные муки Фриды раскрывают два главных прижизненных страдания Фриды, которые становятся основополагающими для ее творчества и формирования как личности.
Первая – автокатастрофа, в которую попадает юная Фрида в 1925 году. Смерть, которая пришла, не забрала. Именно в год после трагедии Фрида начинает писать большие картины, именно с этого момента начинается Фрида-художник. Автокатастрофа создает Фриду – стойко переносящую боль, сильную женщину с болезненно прямой спиной и сжатыми кулаками. Преодоление несмотря ни на что, жизнь и творчество вопреки всему.
Вторая – невозможность выносить ребенка. Боль и тоска женщины, желающей родить наследника любимому Диего. Выкидыш в 1932, не смотря на лучших американских врачей и сильное желание стать Матерью. Смерть забирает ребенка, оставляя боль воплотившуюся в образах на картинах и тоску в реальной жизни.
Во второй части фотографического проекта «Поиск образа» целью автора становится поиск Фриды в современных женщинах. Добавляя к повседневному образу моделей характерные черты, по которым можно узнать Фриду, происходит попытка раскрытия внутренней, психологической составляющей портрета Фриды Кало. Посредством нанесения на современных моделей отличительных элементов внешнего облика Фриды, происходит не только поиск внутреннего стержня образа, но иллюстрация высшей степени катарсиса Фриды Кало, который заключается в жизнеспособности ее образа после физической смерти. Выводом к данному проекту являются две фотографии – портрет современной обнажённой женщины в атрибутах свойственных Фриде, что является окончательным доказательством жизнеспособности и существования эволюции образа Фриды в современном арт-пространстве и фотография черепа в тех же атрибутах – отсылающая не только к мексиканскому культу пляски смерти, популярной в творчестве Фриды, но и иллюстрирующего вечность данного образа.

Interpretation of the Theme of Catharsis as an Example of the Modern Way of Reading Frida in Art Photography

The author of the project called “My Frida. Looking for image” works at the artistic image of Frida Kahlo, which the artist had created in her self-portraits and which gained individual life in the works referring to Frida’s prototype after her death.
Two accidents, two wounds, that formed her image, had not healed up during her life and vividly reflected on her works and appearance. Self-portrait, as work on personal artistic image, had become the main line in her art. Her image on the canvas evolve under the influence of her appearance alteration and formation as the master. Having faced troubles, Frida’s image and appearance had been changed under the pressure of surrounding circumstances. On the ground of photographs, dairies and letters we can trace the simultaneous development of Frida’s appearance and her artistic image. The evolution of her image continued after her death. In the end of 20th and beginning of 21st European art frequently used Frida’s image in such spheres as art photography (series “100 years between us” by WawiNavarroza, “Letters” by Irma Shirikadze), fashion-shooting (Sandrine Dulermo and Michael Labica) and decorative (commercial) art (“Mirror” project by Sophie Azarhi).Although Frida’s image is made considerably awkward in modern art, reaching the point of grotesque and kitsch (Seth Rogen, the Auteur. Inspired by Frida Kahlo. Photographed by Norman Jean Roy). 
Intravitam living and posthumous evolution of Frida’s appearance and image can be defined with the Greek term tragic catharsis, as the process of purification, transformation and pain overcoming, achievement of the ideal through the suffering. In this particular case, suffering can be considered as the process leading to creation of the bright and memorable image, which evolves after the artist death. In other words Frida’s catharsis has reached the culmination in modern works dedicated to her.
There is an illustration of artist’s catharsis as the process of appearance formation in the picture called “Two Fridas”. We can see the appearance of the artist as a young school girl wearing ethnic dress, which is her real image depicted on photographs and the other image, “a-la” Frida Kahlo, created by fashion photography in recent decades. The latter is made rougher and reaches the point of kitsch. Pictures, illustrated Frida’s corporal torment, disclose two tragedies of her life, that have become essential for her works and formation as a person.
The first tragedy was the road accident in 1925. The death had come but not taken. In the year of the accident Frida started to paint huge pictures, Frida-the artist was born at that moment. The accident formed Frida the woman with abnormally straight back and clenched fists, who could bear her misfortunes bravely. To overcome every trouble despite everything, to live and create against all odds .
The second is inability to give birth to a baby, Pain and sorrow of the woman, who desired giving a successor to lovely Diego. There was a miscarriage, despite the best American specialists and a great desire to become mother. The death took her baby and left only pain, which was embodied in Frida’s works.
In the second part of the project called “Searching for image” the author has the aim to find Frida’s image in modern women. By adding some outstanding Frida’s characteristics to daily image of models, the author tries to discover psychological part of Frida’s Portrait. By these means the author tries not only find inside core of the image, but also illustrations of perfect Frida’s catharsis, that is vitality of her artistic image after her physical death. The conclusion to the project is two photographs: the first is the portrait of a modern naked woman wearing attributes of Frida Kahlo, this picture is demonstration of vitality and evolution of Frida’s image in modern art. The second picture is the photograph of a skull with the same attributes, the picture does not only refer to Mexican cult of “La Danse Macabre”, which is frequent in Frida’s art, but also illustrates eternity of the image.