Actual Problems of Theory and History of Art

На изломе ХIХ-ХХ веков античное искусство легло в основу формальных экспериментов, связанных с неоклассицизмом – течением, ярко проявившим себя в этот период в польской живописи и скульптуре. Эти эксперименты были оппозиционны по отношению к импрессионизму и экспрессионизму и одновременно вдохновлены творчеством Пьера Пюви де Шаванна. Истоки этих явлений следует искать в творчестве Выспяньского, в его серии рисунков к «Илиаде» Гомера (1897) с богатой стилизацией линии, орнамента и человеческой фигуры, а также в синтетичной скульптуре по мотивам античной мифологии Генрика Глиценштейна. Увлечение выдающегося скульптора Эли Надельмана греческой скульптурой (Пракситель, Боет) привело к созданию «волуметрических» композиций рисунков и скульптур, в которых порядок размещения выпуклых и вогнутых форм знаменовал выработку протокубистической концепции геометризации формы лица. Художник создал идеальный тип женщины с удлиненным лицом, порой с закрытыми глазами, погруженной в мечты. В рассматриваемый период творчество Надельмана повлияло на многих художников, работавших в Париже, среди которых были Евгений Зак и Ежи Меркель. Идиллические композиции Зака, изображающие влюбленные пары или молодых женщин, обнаруживают диссонанс между красотой южного, приветливого человеку пейзажа и чувством быстротечности времени, символизированным мотивами руин и старинных зданий. В его произведениях появляется тип идеального пейзажа с конусовидными горами, обширными водными просторами во мгле, стилизированными силуэтами деревьев, а также тенденцией к построению ассиметричной композиции картины, предвещающей ар-деко. Меркель создавал «архаизированные» картины с символическим содержанием, подчиненные принципам симметрического декоративного построения, с геометризацией фона и иногда фигур. Подобные антикизирующие сцены и пейзажи были близки также и другим живописцам. К античному искусству обращался выдающийся скульптор Генрик Куна. В межвоенный период подобный подход к искусству, эволюционирующему от неоклассицизма к ар-деко, будет близок и варшавской группе Ритм.



Around 1900, antique art became the basis for formal experiments related to neoclassicism – a strong trend in Polish painting and sculpture, inspired also by the work of Puvis de Chavannes, and remaining in opposition to impressionism and expressionism. The sources of these phenomena can traced to the works of Stanisław Wyspiański, a series of drawings to Homer’s Iliad (1897) with
rich styling of lines, ornament and the human form rooted in Art Nouveau, as well as synthetic mythological sculpture of Henryk Glicenstein. Inspirations with Greek sculpture (of Praxiteles and Boetos of Chalcedon) since 1905 led the eminent sculptor Elie Nadelman to "volumetric" drawing compositions and sculptures in which the arrangement of concave and convex forms which resulted in the proto-cubistic concept of geometrization of the face. The artist created an ideal Greek type of women, with elongated face, sometimes with closed eyes, submerged in dreams. Around 1910, Nadelman influenced the work of many artists working in Paris. Among them were Eugeniusz Zak and Jerzy Merkel. Zak's idyllic compositions presenting, among others, pairs of lovers or young women revealed discordance between the timeless beauty of the southern, human-friendly landscape and a sense of transience, symbolized by the motifs of ruins and old buildings. In his works appeared the type of ideal landscape with conical mountains, wide, misty water splashes, stylized silhouettes of trees, as well as the trend of asymmetrical construction of the image, foreshadowing Art Déco.
Merkel created "archaizing" paintings of symbolic content, subjected to the rules of symmetrical composition, decorative arrangement, and geometrization of the background and sometimes of the human form. Other artists also created similar antiquating scenes and landscapes. Antique sculpture was alluded to by the prominent sculptor Henryk Kuna. In the interwar period, this type of creation, evolving from neoclassicism to Art Déco, was assumed by the Warsaw group Rhythm (1922-1933).