Actual Problems of Theory and History of Art

Во второй половине XVIII века под влиянием идей классицизма, археологических находок и увлечения античностью в искусстве малых форм зарождается и получает широкое распространение новый тип миниатюрного профильного портрета, имитирующего античную камею.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена возрастающим интересом к изучению портретной миниатюры, давно привлекавшей внимание исследователей. Однако, несмотря на обширную историографию, от трудов Н.Н. Врангеля до работ Г.Н. Комеловой, Т.А. Селиновой и Л.Ю. Рудневой, в истории искусства не сформировалось определенного направления в исследовании профильных миниатюрных портретов в стиле античной камеи.
В этой связи целью данного доклада является рассмотрение профильных миниатюр-камей как одной из малоизученных разновидностей миниатюрной живописи в русской художественной культуре второй половины XVIII – начала XIX веков.
Основными источниками для исследования послужили профильные камейные миниатюры русских и иностранных художников, работавших в России во второй половине XVIII
– начале XIX веков. Работа проводилась на основе богатого материала музейных и частных собраний, каталогов аукционных домов, портретных выставок, известных по изданиям XIX – XXI веков (журналам, каталогам, альбомам).
В России миниатюра-камея находит свое место в творчестве таких различных по стилю и манере письма художников, как И.Я. Пескорский, А.Х. Ритт, П.Э. Строли, П.Э. Рокштуль и А.Ф. Лагрене. Кроме того, к миниатюре-камее обращаются, хотя и не столь регулярно, и другие мастера живописи.
Необыкновенная популярность такого вида миниатюрного портрета во второй половине XVIII – начале XIX веков была обусловлена тем, что он ценился не только как изображение близкого человека, но и в качестве украшения. Об этом свидетельствуют, в частности, объявления П.Э. Рокштуля с целью привлечения заказчиков: «Rockstuhl – Peintre en Camée. Рокштуль – художник камей».
Среди факторов, повлиявших на проникновение в Россию портрета-камеи и его развитие, необходимо отметить увлечение императрицы Екатерины II искусством глиптики, породившее в России, так называемую, «камейную болезнь». Большое значение имело сочетание коллекционирования и практики изготовления произведений глиптики, а также относительно невысокая стоимость миниатюр, подражающих античной камее.
Научная новизна сообщения заключается в классификации миниатюр-камей на разновидности, — предполагающие некую имитацию резного камня или скульптурного рельефа, ориентацию на станковую живопись, рисунок, гравюру или силуэт. Кроме того, обнаруживается определенная специализация мастеров того времени в перечисленных сферах и, соответственно, привязанность к определенному типу.
Таким образом, миниатюра в стиле античной камеи, заимствующая отдельные черты профильного изображения каждого из указанных видов искусства, представляет собой многогранное явление в русской художественной культуре второй половины XVIII – начала XIX веков, достойное зрелого этапа эпохи Нового времени.

A new type of miniature profile portrait in the style of antique cameo arose and became widespread in the second half of the 18th century. Its emergence was caused by the influence of classicism, archeological finds and interest in Antiquity. In Russia miniature-cameos were produced by various artists such as I.J. Peskorsky, A.С. Ritt, P.E. Stroely, P.E. Rockstuhl and A.F. Lagrenee (Lagrenée) as well as occasionally by some other masters. Topicality of the report is connected with researchers’ interest in studying portrait miniature.
In spite of the fact that there is a great number of works devoted to portrait miniature, there are so far none devoted to miniature-cameo portrait.
So, the purpose of the report is an examination of insufficiently explored miniature-cameo portraits that were of great popularity in Russia in the second half of the 18th – beginning of the 19th centuries. The report was written on the basis of museum and private’s collections of miniatures in the style of antique cameo.
In Russia this kind of miniature portrait enjoyed immense popularity in the second half of the 18th – beginning of the 19th cc. This is indicated, for instance, by the advertisements given by P.E. Rockstuhl in order to attract customers: «Rockstuhl – Peintre en Camée». Miniature-cameo portraits were also used as adornments.
Fascination of the Empress Catherine II with the art of glyptics was one of the most important factors that made a great impact on appearance and development of cameo portrait in Russia. This fascination gave birth to the so-called «cameo illness». The combination of collecting and practice of creating glyptics, as well as low cost of miniatures in the style of antique cameo, also contributed to its popularity.
Scientific novelty of the report lies in classification of miniature-cameos into the following varieties: imitation of carved stone or sculptural relief, orientation towards easel painting, drawing, engraving or silhouette. Apart from this, there is certain specialization in each particular field as masters often got attached to a particular type.
Thus, in Russia of the second half of the 18th – beginning of the 19th centuries, miniature-cameo can be regarded as a multidimensional phenomenon that reasonably became part of mature culture of the early modern period.