Actual Problems of Theory and History of Art

Эрмитажное собрание античной расписной керамики в 2009 году пополнилось приобретёнными через Фондово-закупочную комиссию двумя аттическими пеликами, расписанными в краснофигурной технике с применением накладной белой краски. Сосуды склеены из фрагментов, лаковое покрытие одного из них (инв. Пан. 1902) сильно повреждено. Необходимые реставрационные мероприятия был проведены в 2013–14 гг. художниками-реставраторами Н.Л. Павлухиной и О.М. Шуваловой. На дне пелики инв. Пан. 1902 сохранилась старая наклейка с надписью «гор. Митридат. Керчь», которая, возможно, в дальнейшем позволит пролить свет на историю бытования этого памятника. В данной же работе предлагается описание, а также вариант атрибуции и датировки сосудов.
На стороне «А» первой пелики (инв. Пан. 1902) изображены протомы грифона, амазонки в алопекиде и коня, вправо; на стороне «Б» — две фигуры в плащах. Схожим образом расписана и вторая пелика (инв. Пан. 1903), имеющая более стройные пропорции, но конская голова в её росписи заменена еще одной протомой грифона, влево. Широкий венчик, горло и тулово каждого сосуда орнаментировано поясами ов типа I.1а (по классификации К.В. Петренко). Выполнены они, как и вся роспись, несколько небрежно, бегло, что объясняется массовостью производства подобных пелик. Поступившие в Эрмитаж сосуды имеют многочисленные аналогии как по форме, так и по сюжету и стилю их росписей.
На основании выявленных аналогий, пелики могут быть атрибутированы двум разным вазописцам, работавшим, однако, в мастерской мастера Амазонок. Первая из них (инв. Пан. 1902) входит в группу из как минимум четырех сосудов, расписанных одной рукой и, судя по всему, в одно время. Фигуры на сторонах Б этих пелик, однако, во многом идентичны аналогичным фигурам на пелике из Александрии (Греко-Римский музей, инв. 15551) которые, по мнению Дж.Д. Бизли, были исполнены не мастером Амазонки. Некоторые детали имеют определенное сходство с работами мастеров группы Грифона, что, возможно, указывает на преемственность этих мастерских. Вторая пелика (инв. Пан.1903) имеет большее число аналогий (особенно – для фигур на стороне Б) среди работ мастеров мастерской мастера Амазонок, но отдельные элементы ее росписи ассоциируются с сосудами, сгруппированными Дж.Д. Бизли вокруг пелики из Митилены (Археологический музей, инв. 590). Более точная атрибуция осложнена тем, что роспись этих сосудов исполнялась поэтапно, и в этом процессе, вероятно, иногда принимало участие несколько вазописцев. За неимением археологического контекста, сосуды могут быть датированы, на основании аналогий, около 330–320 гг. до н.э.
Эрмитаж располагает одной из наиболее значимых в мире коллекций пелик Керченского стиля, в котором, однако, число предметов, относящихся к наиболее поздним этапам существования расписных аттических сосудов этого типа, сравнительно невелико. Мы считаем, что численное увеличение этой группы памятников делает наше собрание ещё более представительным.

In 2009 the State Hermitage museum purchased two Athenian red-figure pelikai. Upon admission to the museum both vessels were found mounted from fragments, the glaze on one of them (inv. Pan.1902) abraded. The necessary restoration was carried out in 2013–14 by the Hermitage conservators N.L. Pavlukhina and O.M. Shuvalova. On the bottom of the pelike inv. Pan.1902 an old label with an inscription: “Mt. Mithridates. Kerch” is left. The label is likely to shed light on the provenance of this pelike. This work presents a description of the vessels, and their attribution and dating is discussed. On the A side of the first pelike (inv. Pan.1902) are depicted the protomes of a griffin, an Amazon, and a horse, to the right, on the B side — two mantled youths. The second pelike (inv. Pan.1903) has almost the same painting, except for the horse head, here replaced by the protome of a griffin. The broad mouth, the neck and the body of each vessel are ornamented with egg pattern. The whole decoration is a bit careless, which is characteristic of such pelikaias a result of repetition work. Both vessels have many analogies as to their shape, subject matter, and style of painting.
According to these analogies, pelikai might be attributed to the hand of two different vasepainters, who worked, however, in the workshop of the Amazon Painter. The first pelike (inv. Pan.1902) is a member of a probably contemporaneously made group of at least four vessels painted by the same artist. Figures on the side B of both pelikai resemble the figures on the pelike
from Alexandria (Greco-Roman Museum, inv. 15551), which, according to J.D. Beazley, are not by the Amazon Painter. Some details have close similarity with the works by the painters from the Group G. Maybe, there was continuity between the two workshops. The second pelike (inv. Pan.1903) has many more analogies (especially in figures on the side B) among the works by the painters of the Amazons workshop, though some particularities can be associated with vessels,
grouped by J.D. Beazley around the pelike from Mytilene (Archaeological Museum, inv. 590). Both vessels were painted step-by-step, and probably by several different artists, therefore accurate attribution appears to be a complicated task. The pieces lack archaeological context, but via analogies they can be dated back to a decade about 330–320 BC.
The State Hermitage museum holds one of the most significant collections of Kerch pelikai in the world, though vessels representing the latest period of Athenian red-figure pottery are comparatively few. We suppose that enrichment of this group of artifacts makes our collection even more representative.