Actual Problems of Theory and History of Art

Казалось бы, давно и всесторонне исследованные памятники искусства уже не таят никаких секретов. Однако выявление не известных ранее фактов подчас позволяет увидеть хрестоматийные произведения в новом ракурсе.
Первый конный монумент в России, памятник Петру I, задуманный самим основателем Российской Империи и воплощенный Б. К. Растрелли, безусловно, имел концептуальное значение. Образцом для заказанной в 1716 г. статуи послужил античный конный памятник Марку Аврелию (II в. н.э.). Примечательно, что Растрелли уделял существенное внимание не только образу Петра I, но и фигуре лошади, делая предварительные эскизы и модели. Так, деревянная фигурка коня из собрания Эрмитажа – своего рода «скульптурный набросок» для будущего монумента, исполненный в европейской традиции, восходящей к эпохе Возрождения.
Совсем недавно открылась еще одна неожиданная страница в истории создания конного памятника Петру I. В 2013 г. С. О. Андросов опубликовал находящееся в частном собрании во Франции и долгое время считавшееся в России утраченным произведение первой четверти XVIII в. – мраморную статую коня на высоком пьедестале. «Штудия, сделанная с лошади из Кампидолия» итальянским скульптором Пьетро Баратта специально по заказу Петра I, была доставлена в 1722 г. из Венеции в Петербург для использования в качестве образца в работе над монументом.
В оригинале знаменитый римский памятник отличается подробной проработкой конской сбруи и чепрака характерного иранского типа ахеменидского времени (эта деталь символизирует восточные завоевания Рима). Вопреки мнению Андросова, полагающего, что только поза коня заимствована с памятника Марку Аврелию, конская амуниция в версии Баратта, несомненно, представляет собой немного искаженное воспроизведение античного образца. Наконец, пропорции обеих скульптур вполне соответствуют друг другу.
Растрелли в конной статуе Петра I полностью пересматривает трактовку фигуры коня и радикально изменяет сбрую, представляя парадное снаряжение, характерное для XVII –XVIII вв. Кроме того, сам тип коня соответствует идеалу красоты лошади, сложившемуся к XVII – XVIII вв., отличному от античного типа и отвечающему эстетике барокко.
Таким образом, скульптура коня работы П. Баратта оказалась недостающим звеном в истории создания растреллиевского монумента и позволила восстановить последовательные трансформации образного строя конной статуи от памятника римского времени до монументальной пластики Петровской эпохи.

Noted works of art, well-known and thoroughly studied, seem to have no secrets. But sometimes newly discovered facts give us an opportunity to look at them with a fresh eye.
The first equestrian monument in Russia – the statue of Peter the Great on horseback – was conceived by the founder of the Russian Empire himself and fulfilled by Bartolomeo Carlo Rastrelli.
Beyond any doubt it has got conceptual significance. The monument was commissioned in 1716 after the pattern of the antique equestrian statue of Marcus Aurelius (2nd c. AD).
It is worth mentioning that Rastrelli paid much attention not only to the image of Peter I but also to the figure of the steed, creating sketches and models. A wooden horse statuette from the Hermitage collection was a sort of a “plastic study” for the future monument. Its treatment dates back to European artistic traditions of the Renaissance.
Quite lately there has been opened an unexpected page in the history of creation of the equestrian monument to Peter the Great. In 2013 Sergey Androsov published a marble statue of a horse on a high pedestal from a French private collection. In Russia it has been considered lost for a long time. This work of sculpture made by the Italian master Pietro Baratta in the first quarter of the 18th century represents the “Campidoglio horse of Marcus Aurelius from Rome”. It was commissioned by Peter I and in 1722 brought from Venice to St. Petersburg as a pattern for the monument.
The famous original Roman statue is notable for its minute treatment of horse trappings, especially of the shabrack of the distinctive Iranian type of the Achaemenidian period. This detail symbolizes Roman conquest of the East. According to Androsov only the pose of the horse was borrowed from the monument to Marcus Aurelius. But in fact horse equipments in Baratta’s statue demonstrate an altered reproduction of the antique prototype. Proportions of both sculptures also correspond to each other.
In the equestrian statue of Peter I Rastrelli completely revised the treatment of the steed’s figure and entirely changed horse equipments, representing trappings typical for the 17th – 18th cc. Furthermore the very type of the tsar’s charger conforms to the ideal of horse beauty established in the 17th – 18th cc. that differed from the antique one and answered the baroque aesthetics.
Thus the sculpture of a horse by Pietro Baratta appeared to be a missing link in the history of Rastrelli’s monument and made it possible to trace the consequent transformations of the image interpretation in the equestrian statue: from the Roman monument to the monumental sculpture of the Petrine era.