Actual Problems of Theory and History of Art

Во второй половине XIV столетия политическое могущество Византийской империи постепенно начинает ослабевать, но художественные импульсы, исходившие из Византии, продолжают оказывать влияние на искусство стран восточнохристианского региона. Тем не менее, при несомненной ориентации на византийские образцы, все ярче проявляется специфичность региональной интерпретации хорошо известных методов и идей.
Иконография настенных росписей обогащается новыми сюжетами, интерпретация и истоки которых не всегда ясны и очевидны. Наглядное представление о данном процессе дает монументальная живопись балканских стран – Сербии и Македонии, которая поднимает большое количество вопросов, связанных и с отдельно взятыми памятниками, и с мастерскими фрескистов, присутствовавших на Балканах, и с происхождением большинства местных направлений.
«Небесный двор» представляет собой наглядный пример композиции, относительно причин появления и содержания которой в науке до сих пор не существует однозначного мнения. Самое раннее изображение этого сюжета, известное на данный момент, находится в северо-западном куполе притвора церкви Успения Богоматери монастыря Трескавац (ок. 1340 г.) и встречается в дальнейшем в памятниках на территории современной Македонии, входившей во второй половине XIV в. в состав Сербского государства.
В докладе проводится анализ историографии основного круга проблем изучения композиции «Небесный двор». Во-первых, исследователи выдвигают несколько версий относительно его содержания и до сих пор не сошлись в едином мнении. Во-вторых, происхождение данной композиции окончательно не выяснено, но абсолютно явственно проступают параллели как с периферийной греческой живописью (памятники на о. Кипр XII–XIV вв., в Касторье), так и с балканскими иконографическими изводами (в частности,
с определенными традициями понимания и расположения краткого трехчастного Деисуса на стенах наоса вблизи алтарной преграды, нередко в царских одеяниях). В-третьих, выявление всего своеобразия иконографических черт композиции «Небесный двор», ее месторасположения в храмовом пространстве и связи с другими локальными особенностями в иконографии заставляет более пристально взглянуть на гипотезу о существовании региональной художественной традиции в рамках византийской живописи в целом.

Political strength of the Byzantine Empire was declining gradually from the middle of the 14th century, but the art impulses emanating from Byzantium continued to influence the art of the Eastern Christian countries. Nevertheless, alongside with the indubitable orientation on the Byzantine patterns, the specificity of regional interpretation of the well-known methods and ideas became more pronounced in this period.
Iconography of the monumental paintings was enriched by new plots, but their interpretation and origins are not always clear. Frescoes of Serbia and Macedonia visualize this process. The painting of these countries brings up questions related to the individual monuments, the workshops of fresco painters in the Balkans, and to the origins of the most local currents.
“The Heavenly Court” is an example of a composition whose raison d'être and content is not known exactly up to now. The earliest extant image is located in the Macedonian monastery Treskavac (circa 1340), and afterwards it is found in several churches on the territory of Macedonia, which was part of the Serbian state in the second half of the 14th century.
The paper is devoted to historiographic analysis of the basic range of issues of studying “the Heavenly Court” composition. Firstly, scholars suggested several different versions of its content and have not come to an agreement on this question. Secondly, the origins of this image are not clear up to now, but there are many parallels with both provincial Greek painting (the churches of Cyprus, in Kastoria) and the Balkan iconographic compositions (for example, the “Deesis” situated on the walls of naos near the altar with figures often dressed in imperial vestments). Thirdly, revelation of specificity of the iconography of “the Heavenly Court”, its location in a church and connections to other local peculiarities back the hypothesis of existence of the regional art tradition within the general phenomenon of the Byzantine painting.