Actual Problems of Theory and History of Art

Эпоха античности, то есть эпоха цивилизаций древней Греции и Древнего Рима, занимает особое место в истории мировой культуры. Это огромнейшее наследие, состоящее из памятников скульптуры, архитектуры, литературы, театра и нумизматики.
И что касается последнего, то именно в античное время были заложены каноны создания изображения на монетах, были разработаны их типы и функции.
Канон включает в себя профильное изображение на лицевой стороне, выполняющее роль санкционирующую (т.е. Кем обеспечена монета) и роль декоративную, а так же изображение на оборотной, носившее опознавательную, информативную и иногда пропагандистскую функции — это номинал, гербы, символы городов, надписи.
Античный канон складывается постепенно. В Греции появляются первые портреты, но это либо головы богов, либо обожествленных правителей, например Монеты Александра Македонского. В древнем Риме канон продолжает оформляться и окончательно складывается в период Империи. Заложенные греками технологии сохранились и были усовершенствованы римскими мастерами, которые смогли заметно сократить время создания монеты.При чеканке изображение наносилось парой штемпелей. На нижнем был портрет, а на верхнем — реверс. Это было обусловлено тем, что верхний штемпель изнашивался быстрее.
Не случайно было выбрано именно профильное изображение для монетного типа —оно четко читается, способно показать индивидуальные характеристики, и такое изображение намного легче чеканить. И даже при изнашивании монеты, профильный портрет дольше останется узнаваем, чем портрет в фас.
И в Новое Время, происходит расцвет в искусстве, мастера часто обращаются к античому наследию. На монеты возвращается профильный портрет. Но это не просто копирование античных образцов, это связанно с новой идеологией — гуманизм, интерес к человеку.
Иногда на монеты помещается новый тип портрета — 3/4, который активно используется в это время и в живописи, то есть монета понимается как произведение искусства, неотделимая от общего контекста. И чтобы освободить ее от утилитарной составляющей в это время выделяются медали, как "монеты", свободные от утилитарного.
Таким образом, канон античный был принят новым временем: профиль, функции сохраняются, но он претерпевает и ряд трансформаций.
Что касается русских монет, то на выпусках регулярных монет этого времени доминирует Византийская традиция.

A highly important place in a world history and culture fills the antiquity, including Ancient Greece and Ancient Rome. And this heritage contains sculpture, architecture, literature, theatre and coinage. As for coinage we know that it was the ancient times when all canons were founded (definite types of portrait on obverse, special inscriptions on reverse, and all the functions) As to the functions of the obverse, the portrait that was placed on them, had an approving,protective and decorative functions. The functions of the reverse were informative and propagandistic, like coats of arms, symbols of cities and inscriptions.
Ancient canon was formed gradually. The first portraits were placed on coins in Greece, but it was not the face of definite person, just heads of gods, like Zeus, Athena or Apollo. The coins of the Hellenic period got a new type of obverse — the head of a ruler. But still, it was not the portrait, just a deified Alexander Magnus.
In ancient Rome this canon continued to form till the times of Roman Empire, when it was finally generated. All the Greek technologies were saved and even were improved by the Roman masters. They’ve spent less time on making coins because the target was to make them for the masses.
The portrait in profile was used because it was easier to make it and this type of portrait shows all the individual features. And when the coin was in use, as times goes by, the face was still recognizable.
The early modern period was the bloom of all types of art and a lot of masters at that times used ancient heritage. It was also the bloom of coinage. In medieval times icon-painting influenced on coins very much and portraits were in front, like on icons. And in the early modern times masters returned to the portrait in profile. But it was not a desire to make just a copy, this type of portrait was connected to the new ideology – humanism, with interest to the human being.
It was the golden age of portraiture. A lot of masters used a new type of portrait ¾. And also it was used in coinage. Sometimes famous painters produced sketches for coins and medals.
It means that coin was perceived both as an instrument of payment and as work of art. Of course the technique was changed.
So we can see that in modern times ancient canon was adopted but there were some transformations.
As for Russian coins at that times they have had a strong Byzantium influence so they were absolutely different.