Actual Problems of Theory and History of Art

В классицистической художественной теории XIX века заметное место занимает трактат Антуана Кризостома Катрмера де Кенси «Эссе о сущности, цели и средствах подражания в изящных искусствах» (Essai sur la nature, le but et les moyens de l'imitation dans les beauxarts), опубликованный в 1823 году. Во времена все более и более распространяющегося сомнения в ценности и необходимости подражания искусства природе этот трактат представляет собой вовсе не само собой разумеющуюся апологию понятия мимесиса, сформировавшегося в эпоху греческой классики в трудах Платона и Аристотеля и пережившего триумф в ренессансной теории искусства. Эклектичный в своей интеллектуальной основе трактат Катрмера суммирует многие из предшествующих суждений о мимесисе, подводя своеобразный итог миметическому дискурсу в западноевропейской художественной культуре.
В предлагаемом докладе будут рассмотрены различные аспекты представлений Катрмера де Кенси о мимесисе. Особое внимание будет уделено точкам пересечения и расхождения этих представлений с классическими античными и ренессансными концепциями мимесиса.

Antoine Chrysostome Quatremère de Quincy's treatise «Essay on the nature, the end and the means of imitation in the fine arts» (1823) takes a notable place in the neoclassical art theory of the 19th century. Written at the time when doubts about the value of mimesis in fine arts became
widespread the treatise is unusual in its apology of the concept which was formed in Plato and Aristotle's philosophy and flourished in the Renaissance art theory. Being intellectually eclectic Quatremère's treatise summarized many of the preceding judgments on mimesis and presented a specific conclusion to the mimetic discourse in Western culture.
This presentation looks at the various aspects of Quatremère de Quincy's ideas concerning mimesis. Particular attention is paid to the points of their intersection and divergence with the relevant concepts of classical Antiquity and Renaissance.