Actual Problems of Theory and History of Art

XV век в испанской живописи являет нам множество образов святых и земных воинов.
В связи с обусловленной событиями Реконкисты спецификой развития испанского искусства его иконография достаточно консервативна. Тем не менее, в Испанию проникают северные и итальянские художественные влияния, что дает возможность создать особую иконографическую схему воинского образа.
Основной тенденцией в изображении воина становится уход от героизации начала века в сторону галантной рыцарственности «интернациональной готики». Испанские живописцы заменяют изображение войска как общей массы, практически лишенной ярких индивидуальностей, отдельными самостоятельными фигурами святых воинов, рыцарей и солдат.
Воинственный, героический элемент трансформируется в рыцарственность и аристократизм. Исчезают натуралистические подробности. Как правило, святые воины изображаются предстоящими перед зрителем в спокойных изящных позах, хотя и с оружием в руках. В этих образах много игры и почти нет агрессии. Интерес к изображению элементов доспеха и вооружения, характерный для Марселя де Саса, у художников середины века сменяется
вниманием к богатству костюма и сложности его орнамента. Рыцарственность проникает и в изображения святых мучеников, воинами не являвшихся. В данном случае она добавляла аристократизма образу святого, как мы это наблюдаем в изображении неизвестного мученика работы мастера Хайме Уге.
С появлением в Испании Хуана де Фландеса в испанской живописи возвращается интерес к воинской исторической тематике, типичным примером которой является изображение Иакова Матамороса в сражении при Клавихо. Фландес одним из первых вводит в
испанскую живопись новый иконографический тип изображения Архангела Михаила.
Портреты Филиппа Красивого и Хуаны Безумной представляют нам новый парадный тип репрезентации светского лица. Художник крайне заинтересован в представлении короля как воина и главы рыцарского ордена, поэтому он тщательно прописывает все королевские регалии.
Испанская живопись XV века в изображении воина демонстрирует постепенное движение художественных вкусов от героического к рыцарственному. Живописцы постепенно отказываются от изображения войска, наделяют своих персонажей характерными индивидуальными чертами. В конце века две тенденции объединяются, создавая особый воинский образ, сочетающий в себе героику и аристократизм.

The 15th century presents us a great variety of semantic and iconographic types of the warriors. Due to the local specifics, which were connected with the events of Reconquista, the Spanish paintings were rather conservative. They were also influenced by the Netherlandish and Italian Renaissance art that supported the emergence of unique images of warriors.
The main tendency was connected with the withdrawal of heroic entity in favor of the chivalry of the International Gothic style. The Spanish painters substituted the massive groups of soldiers with the individual images of knights and the militancy was replaced with the nobility. The naturalism of the battle scenes disappeared. The holy warriors were depicted in gracious attitudes without aggression. The artists were interested in the complexity of vestments and ornaments. The interest in historical battle pictures reappeared in the end of the 15th century. The most typical image was Saint James the Matamoros. The new iconographic type of Saint Michael the Archangel also emerged.
So all the tendencies combined in the end of the century and produced a new type of the image of the warrior characterized by heroism and nobility.