Actual Problems of Theory and History of Art

К античному наследию к северу от Альп. Безусловно, этот интерес не мог не отразиться в программах художественных произведений, созданных для прославления императора под руководством К. Цельтиса, К. Пейтингера, И. Куспиниана и И. Стабиуса. Величественное триумфальное шествие, грандиозная триумфальная арка, статуи римских императоров
среди череды предков императора Максимилиана задуманы и созданы как некая попытка воссоздания героического духа античной эпохи.
Возможность обширного обращения к античному наследию в странах Северной Европы базировалась на концепции Эразма Роттердамского об античности как фундаменте для совершенствования и обновления христианства. Эта концепция определила и характер рецепции античной культуры в духе ее свободной реконструкции. А. Дюрер, А. Альтдорфер,
Г. Бургкмайр и мастера их круга, работая по заказам Максимилиана I, создают оригинальную пластическую реальность, имеющую к археологической античности лишь косвенное отношение. Это искусство, тяготеющее к готическим формам и натурализму, но проникнутое
античным духом, а иногда и напрямую цитирующее античное наследие. Образцами для художников в этом случае могли служить античные монеты и резные камни из коллекции
К. Пейтингера, а также орнаментальная графика североитальянских мастеров, воспринимаемая как прямое следование античным образцам. С работами мастеров из Северной Италии памятники максимилиановского круга роднят пластическая насыщенность и любовь к орнаментальности.
Рецепция мотивов и форм античного искусства присуща произведениям, созданным как по официальным, так и по частным заказам Максимилиана I. Но в изящных узорах,украшающих страницы Молитвенника – личной книги Максимилиана I, античная тема приобретает буколические нотки, в отличие от героики произведений, созданных по официальному заказу.

The court of emperor Maximilian I was an important centre of humanism and study of ancient culture to the north of the Alps. Prominent German humanists (C. Celtis, C. Peutinger, J. Cuspinian, J. Stabius), who developed the program of the official art orders of the emperor, were influenced by the classical tradition. The majestic Triumphal Procession, the grandiose Triumphal Arch, the statues of Roman emperors among the ancestors of Maximilian I show an effort to reconstitute the heroic spirit of antiquity.
The possibility to make major references to antiquity in the land to the north of the Alps was based on the idea of Erasmus of Rotterdam about antiquity being a foundation for a renewal and rejuvenation of Christianity. This conception allowed reconstructing the classical culture in a free way, without making exact copies. A. Dürer, A. Altdorfer, H. Burgkmair and some other masters create a new plastic language that is in a way connected to ancient art but this connection is an indirect one. This is a type of art that uses many Gothic forms and naturalistic features but bears clear signs of ancient spirit and sometimes makes direct quotations from the classical heritage.
Painters could use ancient coins and cameos from the collection of C. Peutinger, as well as ornament engravings of North Italian painters, to model their works upon. Such engravings were interpreted as a real reiteration of ancient originals. The works of the painters who belonged to the circle of Maximilian I have some common features with the works of the North Italian masters, such as the
love for ornamentality.
The influence of classical subjects and forms can be clearly seen in the official as well as in the private orders of the emperor. But the images in private prayer books of Maximilian I reflect the bucolic forms of antiquity, in contrast to the heroic spirit of the works made upon his official order.